Главная Бренды YANDEX

Бренд: Яндекс (Yandex)
Слоган: "Найдется все""
Отрасль: интернет-сервисы
Продукция: поисковые услуги, контекстная реклама
Компания-владелец: Yandex NY
Год основания: 1997
Головной офис: Россия, Москва
Страна регистрации: Нидерланды (с 2014 г.)
 
 

Показатели деятельности

Финансовые показатели компании Яндекс
 
Оборот
Операционный доход
Чистая прибыль
Стоимость активов
Акционерный капитал
Численность персонала
 
млрд руб
млрд руб
млрд руб
млрд руб
млрд руб
Чел.
2012
28,8
9,45
8,22
44,285
37,047
 
2013
39,502
12,837
13,474
71,311
46,597
свыше 5000
2014
50,767
15,323
17,020
94,924
55,736
5514
2015
59,792
9,593
9,679
111,818
70,097
5463
 

История компании

  В 1989 году предприниматель и программист Аркадий Волож основал фирму CompTek, продававшую персональные компьютеры и занимавшуюся автоматизацией рабочих мест. Также Волож интересовался алгоритмами обработки данных, и его заинтересовала возможность написания приложения, которое могло бы осуществлять поиск информации в больших объёмах текста, учитывая морфологию языка. Совместно со специалистом по компьютерной лингвистике Аркадием Борковским он основал в 1989 году компанию «Аркадия». После 1990 года сотрудники «Аркадии» написали информационно-поисковые системы «Международная классификация изобретений» и «Классификатор товаров и услуг». В последующие три года они продавались НИИ и патентным организациям.

Аркадий Волож

 

Читать дальше

 В 1993 году «Аркадию» присоединили к CompTek, в которую ранее пришёл школьный друг Воложа программист Илья Сегалович.

Илья Сегалович

В том же году была создана программа для поиска на жёстком диске компьютера. Программу назвали «Yandex». Сотрудничая с Институтом проблем передачи информации, CompTek создала словарь с поиском, который учитывал морфологию русского языка. В 1994 году был создан «Библейский компьютерный справочник».

В 1995 году было принято решение об использовании поискового приложения для сети Интернет. Сначала оно работало с ограниченным числом ресурсов, а позже со всем русскоязычным сегментом Интернета.
Официально поисковая машина Yandex.Ru была анонсирована 23 сентября 1997 года на выставке Softool. «Яндекс» не был первой поисковой машиной в России: в 1996 году появился Рамблер, а ещё раньше, в декабре 1995-го, — Altavista, причём последняя имела самый производительный на тот момент сервер и отличалась самой высокой скоростью работы среди конкурентов, обрабатывая миллионы запросов в день. Через два месяца после yandex.ru анонсировали поисковую систему «Апорт» (хотя впервые её продемонстрировали еще в феврале 1996 года).
К середине 1999 года «Яндекс» был в семёрке популярнейших сайтов рунета; выручка «Яндекса» как отдела CompTek’а в этом году составляла 72 тыс. долл.
В апреле 2000 года фонд ru-Net Holdings приобрёл 35,72 % акций «Яндекса» за $5,28 млн. В число акционеров вошли также менеджеры и ведущие разработчики поисковой системы. Генеральным директором стал Аркадий Волож. В результате компания «Яндекс» вышла из состава CompTek и обрела самостоятельность. В этом же году «Яндекс» первым из российских интернет-бизнесов запустил рекламную кампанию на телевидении, слоган которой, «Найдётся всё!» — стал крылатым выражением и навсегда закрепился на логотипе компании.
В 2001 объявлен запуск новой версии поисковой машины: улучшился поиск ссылок, стала производиться морфологическая коррекция запроса, введён «взвешенный индекс цитирования» и повысилась точность и скорость поиска. В этом же году «Яндекс» обогнал Рамблер и с тех пор держит первое место в российском сегменте интернета.
В том же 2001-м появляется система контекстной рекламы «Яндекс.Директ». Система быстро стала основным источником прибыли в компании: в 2002 году «Яндекс» выходит на самоокупаемость, а в 2003 выплачивает акционерам дивиденды, общая сумма которых составила $100 тыс..
В 2005 году компания впервые выходит за пределы России, открывая представительство на Украине. Одновременно с открытием филиала в Одессе появляется портал www.yandex.ua. Впоследствии, в 2006 году в Санкт-Петербурге и в 2007 году в Екатеринбурге и Киеве появились офисы разработки, а в 2009 году в Екатеринбурге и в 2010 году в Новосибирске — офисы продаж. Кроме того, в 2008 году в Калифорнии была зарегистрирована дочерняя компания «Яндекса» —Yandex Laboratories (Yandex Labs).
В 2007 состоялось первое крупное поглощение «Яндекса» — была куплена социальная сеть профессионалов «Мой Круг» примерно за 1, 5 миллионов долл. Крупное приобретение имело целью сделать более социальными прочие сервисы «Яндекса»; сразу после покупки сайт был перенесён на собственные дата-центры компании.
В 2010 году «Яндекс» открывает www.yandex.com — сайт для поиска по зарубежному интернету, который также является тестовой площадкой для обкатки новых дизайнерских и инженерных решений. Одновременно на обычной версии сайта появилась кнопка «в мировом интернете», которая появляется над результатами поиска в случае иноязычного запроса. Нужно отметить, что индексировать и добавлять в поисковую выдачу сайты на других языках «Яндекс» начал ещё в 2008 году. Обслуживанием англоязычного поиска занимается калифорнийское отделение Yandex Labs.
24 мая 2011 состоялся выход «Яндекса» на высокотехнологичную биржу «NASDAQ». В ходе первичного размещения акций «Яндекс» привлёк $1,3 млрд (второй результат за всю историю наблюдений, после Гугла с его $1,67 млрд). В целом компанию оценили в $8 млрд, что в 500 раз превышает её первоначальную стоимость в 2000 году. Размещение акций планировалось ещё в 2008, но было отложено из-за всемирного кризиса. Десятки сотрудников компании стали миллионерами.
20 сентября 2011 года «Яндекс» открывает портал в Турции. Поисковая система локализована для турецкоязычного пользователя, учитывает морфологию, понимает синонимы и исправляет опечатки. Полностью локализованы службы Почта, Новости, Перевод, Карты (в том числе Пробки и Панорамы) и другие, есть и уникальные сервисы. Это первый опыт «Яндекса» в не говорящей на русском стране; для завоевания нового рынка была открыта штаб-квартира с 50 сотрудниками.
В 2012 году выходит Яндекс.Браузер. Вскоре программа получает турецкую и украинскую локализации. С версии 1.1 начинается его рекламная кампания на ТВ.
В мае 2012 года в Государственной Думе Российской Федерации появился законопроект, в котором «Яндекс» и «ВКонтакте» признаются стратегическими предприятиями как общенациональные трансляторы информации. Ещё в 2009 году Президент России Дмитрий Медведев инициировал покупку «Сбербанком» «золотой акции» «Яндекса» с целью избежать попадания предприятия общегосударственной важности в руки иностранцев.
В том же 2012 году «Яндекс» обогнал «Первый канал» по численности ежедневной аудитории, что сделало российский интернет-гигант лидером отечественного медиарынка. В 2013 году Яндекс подтвердил этот статус, обогнав «Первый канал» по выручке[45].
В феврале 2013 года «Яндекс» обошёл «Майкрософт» по числу поисковых запросов, заняв таким образом четвёртое место в рейтинге мировых поисковых систем (после Гугла, Байду и Яху). Рост произошёл за счёт российского рынка. В целом «Яндекс» является самым быстрорастущим поисковиком из первой десятки[46].
В июле 2013 года глава «Яндекса» Аркадий Волож объявил о планах своей компании выйти за пределы интернета и открытии в будущем сервисов других отраслях.
 
На начало 2013 года «Яндекс» является четвёртым поисковиком планеты с 4,84 млрд поисковых запросов. По этому показателю он отстаёт лишь от Google, Baidu и Yahoo!. Причём нужно отметить, «Яндекс» является самым быстрорастущим поисковиком из первой пятёрки, с 28 % за 2012 год. Доля на рынке Рунета составляет 60,5 %. Количество ежедневных поисковых запросов составляет (на конец 2013 года) 250 миллионов.
 
 
Для тех, кто предпочитает визуальную информацию, мы предлагаем два ролика, рассказывающие об истории Яндекса. Стилистика разная, компания - одна. 

Интересные факты

 Слово «Яndex» придумали Илья Сегалович и Аркадий Волож. Илья выписывал разные производные от слов, описывающих суть технологии. В результате появился вариант «yandex». Есть несколько вариантов того "как это было":

  • Слово «Яндекс», или латиницей «Yandex», расшифровывается как Yet another indexer (англ. ещё один индексатор; очередной индексатор). Затем Волож заменил «Y» на «Я» (сделав слово «Яndex») с целью подчеркнуть российское происхождение бренда.
  • Слово «Яndex» получилось в результате замены первой буквы в слове «Index».
  • Слово «Яндекс» расшифровывается как «Языковой индекс».
  • По трактовке Артемия Лебедева, название поисковика созвучно «Яньдекс», где янь — мужское начало.

 

Читать дальше

 Яндекс как наименование поисковых и иных продуктов на письме не должно выделяться кавычками. Подобное написание идёт от изначально гибридного названия Яndex, на которое не могли распространяться правила русского языка. Кроме того, за годы существования поисковика его имя стало нарицательным и позволяет употреблять его с маленькой буквы — яндекс как синоним поиска (ср. ксерокс, мерседес, браунинг и т. д.). Напротив, в значении юридического лица — ОOO «Яндекс» — слово должно заключаться в кавычки как название организации. 

Часть сотрудников технической поддержки Яндекса действует под коллективным псевдонимом «Платон Щукин».
 
В 2013 году в Москве прошли съёмки художественного фильма «Стартап», который рассказывает о том, как создавался «Яндекс». Режиссёром фильма является Роман Каримов, а прототипами главных героев — Аркадий Волож и Илья Сегалович. В фильме название «Яндекс» не упоминается, а заменено на «Холмс».
 
В 2014 году издана книга «Яндекс.Книга», автор Дмитрий Соколов-Митрич, в который рассказывается о создании Яндекса и развитии. Автор много общался с сотрудниками Яндекса для уточнения фактов.
 
14 августа 2015 года «Яндекс» стал титульным спонсором футбольного клуба «Фенербахче» в чемпионате Турции-2015/16, за счёт чего увеличил долю поиска «Яндекса» в Турции с 5 % в июле до 7 % в сентябре 2015 года. 

YANDEX в рейтингах:


Рейтинг
в категориях:

Интернет-сервисы:
2017 год 1 место К рейтингу
2016 год 1 место К рейтингу
2015 год 1 место К рейтингу
2014 год 1 место К рейтингу
2013 год 1 место К рейтингу
Мобильные приложения:
2017 год 3 место К рейтингу
2016 год 5 место К рейтингу
2015 год 2 место К рейтингу
2014 год 8 место К рейтингу
Новостные сайты:
2017 год 1 место К рейтингу
2016 год 1 место К рейтингу
2015 год 1 место К рейтингу
2014 год 1 место К рейтингу