Блог
26 октября 2017
Philips: заодно с Японией

Philips: заодно с Японией

 Принято считать, что все технические новинки приходят к нам из Японии. Это отчасти правда, ведь, большинство «технологических» брендов имеют японские названия. Впрочем, такие важнейшие изобретения, как компакт-диск и компакт-кассета имеют «европейский след». Эти продукты, хоть и при участии японцев (мы к этому вернемся), были выпущены на рынок голландской компанией Philips.

Компания Philips имеет более чем вековую историю. Начав в конце позапрошлого века с производства ламп накаливания, в двадцатых годах она не только наладила выпуск радиоприемников, но и стала крупнейшим производителем в мире. Причем, тогда же Philips начал разрабатывать первые телевизоры. Дальше настал черед электробритв. В 1939 году инженер Philips Александр Хоровиц  разработал роторную модель  Philishave. До сих пор эта бритва с вращающимися лезвиями - самая востребованная техника для бритья. Однако, и на этом компания останавливаться не захотела. Следующим «хитом» фирмы стала компактная магнитофонная кассета. Как удалось найти такое изящное решение? Начнем издалека.
 
Идея использовать для записи звука электромагнитные волны появилась в 1888 году, спустя год после знакового изобретения граммофона. Американский инженер Оберлин Смит считал, что такое устройство увеличило бы громкость записи, к тому же стало бы меньше , а сам прибор можно было применять еще и для записи речевых сообщений. Впрочем, пока устройство существовало на лишь бумаге, в статье в нью-йоркском журнале «Электрический мир». У самого Смита не было времени заниматься его созданием. 
 
На фото: Оберлин Смит (1840-1926)
 
Его идею подхватил датский инженер Вальдемар Поульсен. После череды опытов 1898 году он изготовил первый прибор магнитной записи, который он назвал телеграфон. В качестве носителя использовалась стальная проволока. Новое устройство можно было использовать в качестве диктофона, но в серийное производство оно не попало. Телеграфон был слишком хрупок в использовании - стальная проволока рвалась и путалась, и даже ее замена на более прочную стальную ленту кардинально отношение к нему не изменила. 
 
На фото: Вальдемар Поульсен (1869—1942)
 
На фото: телеграфон Поулсена
 
Революционным событием стало изобретение немецкого инженера Фрица Пфлеймера (Fritz Pfleumer). Именно он в  1927 году году придумал делать напыление порошком оксида железа на тонкую бумагу с помощью клея. Спустя год он получил патент на свое изобретение и представил общественности свой прибор для магнитной записи с бумажной лентой. Но и тут дело пошло не сразу. 
 
На фото: Фриц Пфлеймер (1881-1945) со своим устройством
 
Лишь спустя четыре года немецкая компания AEG (Allgemeine Elektrizitatsgesellschaft), взяв на вооружение идею Пфлеймера, начала производство (разработка началась за два года до этого) прибора для магнитной записи под названием «Magnetophon-К1». Новый проигрыватель, пленку для которого создавал химический концерн BASF, был представлен на радиовыставке в Берлине в 1935 году. 
 
На фото: AEG Magnetophon, 1935 год
 
На протяжении последующих лет AEG по-прежнему проводил эксперименты со звуком и год от года качество звучания только улучшалось. Тем временем производство катушечных магнитофонов началось и в США, причем, на основе вывезенных в войну немецких моделей. Продукт начал становиться массовым, однако, в быту иметь дело с бобинами было нелегко. Именно поэтому уже в пятидесятые годы повсеместно начались эксперименты по «миниатюризации» магнитофона. Также в это время началась «холодная война», а это значит, для шпионажа нужны были миниатюрные устройства. Соответственно, разработки велись не только коммерческими, но военными инженерами. Но рано или поздно все они оказывались на открытом рынке.  
 
На фото: The Mohawk Midget Recorder и картридж к нему
 
Один из первых «кассетных» магнитофонов появился в США в 1950 году и назывался The Mohawk Midget Recorder. Он был представлен публике, как «первый в мире карманный ленточный магнитофон». Впрочем, в металлическом картридже пока находилась лишь одна из бобин с пленкой. Вскоре свои кассетные устройства начали выпускать и другие компании. Это были и устройства похожие на The Mohawk, и на знакомую нам кассету (RCA Sound Tape Cartridge), и даже на VHS. Но единого формата по-прежнему не было. Тогда-то и наступил очередной «звездный час» для Philips. 
 
На фото: RCA Sound Tape Cartridge, рядом для сравнения - обычная кассета
 
На фото: картридж RCA внутри проигрывающего устройства
 
На фото: Кассетный диктофон Protona Minifon Attaché (Германия, 1960)
 
 
На видео: немецкий магнитофон Sabamobil 1958 года. Картридж для пленки очень напоминает VHS
 
30 августа 1963 года на международной выставке бытовой электроники IFA в Берлине Philips представил образец своей кассеты. Ее главным отличием была миниатюрность – существовавшие до этого картриджи были примерно в четыре раза больше. Да и вообще это уже не был картридж в чистом виде, поскольку смена бобин не подразумевалась. Вести запись можно было на две стороны с временем звучания в 30 или 45 минут на сторону. За основу были взяты следующие стандарты: скорость движения ленты 4.76 см/сек, ширина ленты 3.81 мм. Лента в новой кассете была производства уже знакомого нам концерна BASF. 
 

На фото: первая компакт-кассета от Philips
 
Несмотря на то, что новинка от Philips позволяла записывать сигнал в стереоформате, она была пригодна, скорее, для использования в диктофонах, чем для записи музыки. Однако, появление нового стандарта вызвало сильный интерес, особенно в Японии, что было важно для европейских разработчиков. Ведь «протолкнуть» свой формат крупной японской компании, означало иметь неплохие шансы завоевать мировой рынок.
 
Первыми с предложением о сотрудничестве с Sony выступил немецкий Grundig. Именно эта немецкая компания спустя два года представила на той же берлинской выставке свой формат кассеты. Посмотрите на фото: устройство Grundig очень похоже на кассету от Philips, однако, уступает ей по размерам. Именно поэтому Sony решили сотрудничать с последними. 
 
На фото: кассета от Grundig, 1965 год
 
Впрочем, поначалу сотрудничество шло с трудом. Представители Philips думали, что будут получать отчисления за каждую проданную кассету. Руководство Sony отказалось подписывать договор. Philips снизили цену, но и это не помогло. Японцы напомнили им про новинку от Grundig и посоветовали вовсе отказаться от роялти. Голландцы были вынуждены согласиться, что привело к взаимному выигрышу, а Grundig вовсе отказался от дальнейшей разработки кассет.  
Вслед за внедрением компактной кассеты в 1963, Philips представил первую в мире кассетную магнитолу, а спустя три года с ней удалось выйти на американский рынок. Кстати, изображенный на фото магнитофон не имеет логотипа Philips, а называется Norelco. Это название было введено в 1940 голландской компанией специально для продаж в США, так как фирма под названием Philips там уже была. 
 
На фото: американская реклама магнитолы Norelco
 
На фото: магнитола Philips, 1968 год
 
Не стоит думать, предложенная  Philips компакт-кассета сразу вытеснила с рынка все музыкальные носители. Катушечные магнитофоны были по-прежнему популярны долгие годы, не говоря о грампластинках, которые используются многими даже в наши «цифровые дни». Не сразу исчезли и другие варианты кассет. Например, американская Stereo 8 с закольцованным рулоном ленты и 8-дорожечной записью была популярна в США до начала восьмидесятых. Sony в семидесятых годах пыталась ввести новый формат Elcaset. Это была по форме та же самая кассета, но более крупная, что давало возможность более качественного звучания. Однако проект не «выстрелил», а так и остался не более, чем экспериментом. Остальные форматы заняли достаточно узкие ниши, например, кассеты для диктофонов и автоответчиков. Формат от Philips вышел на пик популярности в конце семидесятых годов и оставался востребованным вплоть до конца девяностых. Кстати, плавный «уход с рынка» кассеты произошел из-за другого «компактного» изобретения Philips – CD.
 
На фото: Кассета Stereo 8
 
На фото: обычная компакт-кассета и кассета формата Elcaset


« Назад

Версия для печати