Блог
18 июля 2017
Auchan: бороться и искать!

Auchan: бороться и искать!

 Бренд  Auchan – неизменный лидер категории «Продуктовые магазины», согласно данным исследования «Любимые бренды россиян». Он популярен и во многих странах Европы, а, особенно, у себя на родине - во Франции. Между тем, начиналось все очень и очень непросто.

На фото: основатель Auchan Жерар Мюлье-младший
 
Семья создателя Auchan Жерара Мюлье (Gérard Paul Louis Mulliez) начала свой бизнес в далеком 1903 году. Компания под названием Phildar занималась производством текстиля. Руководил ею отец будущего «повелителя сети», которого, впрочем, звали так же, как и сына, вследствие чего и возникла приставка – старший.
Жерар Мюлье-младший родился 13 мая 1931 года во Франции в городе Рубе (Roubaix). После окончания средней школы он получал образование в Mayfield College в Англии, а затем в техническом университете своего родного города. Правда, институт он так и не окончил, а вместо этого в возрасте 23 лет пошел работать в семейный бизнес. Первым делом, которое ему доверили, был красящий цех. Потом последовала работа на трикотажной фабрике, где уже через два года он стал руководителем производства. В 1958 году Жереар Мюлье младший уже возглавляет отдел продаж Phildar в новом семейном ретейл-проекте.
 
На фото: логотип Phildar
 
«Розница» появилась в семье Мюлье не случайно. Продавать собственную продукцию проще и выгодней самому, к тому же это способствовало популярности собственного бренда. В 1946 году был открыт собственный магазин, который назвали так же, как и фабрику – Phildar. Продавали тут не только текстиль, но и вязальные и швейные принадлежности. Дела шли хорошо, так что было решено создать сеть магазинов, используя модель франчайзинга. Забегая вперед, скажем, что за полвека бренд Phildar не только не потерялся на фоне успехов Auchan, но и стал крупнейшей в мире специализированной сетью по продаже текстиля. Но по популярности этот бренд, конечно, не сравнится с «младшим братом», о чем, например, свидетельствует тот факт, что его сайт доступен только на французском языке.
Но как же появилась идея создания универсального бренда сети розничной торговли? Все дело в том, Жерар Мюлье-младший любил учиться.  
В целях самообразования Жерар Мюлье отправляется на семинар пионера розничной торговли Бернардо Трухилло в США. Идея не была случайной, ведь в то время за океаном ретейл был более развит, чем в Европе. К слову, первый супермаркет был открыт именно в США в 1930 году, а сама идея расплачиваться на кассе при выходе из торгового зала была запатентована там же еще раньше. Одним словом, поучиться было чему.
 
На фото: молодой Жерар Мюлье на судьбоносном семинаре в США
 
По возвращении на родину Жерар уже не горел желанием заниматься продажей текстиля. Поездка в Америку вдохновила его на создание собственного супермаркета. Впрочем, не только она. Важную роль в появлении нового интереса сыграл и пример соотечественников Марселя Фурнье (Marcel Fournier) и Эдуарда Леклера (Édouard Leclerc). Первый, в 1957 году открыл свой первый супермаркет Carrefour , а спустя еще шесть лет – первый гипермаркет во Франции. Кстати,  впоследствии эта сеть стала даже более крупной, чем детище Мюлье. Второй, бывший священник Леклер открыл свой первый (почти одноименный) магазин E.Leclerc еще раньше, в 1949 году, и был первым, кто стал делать минимальную наценку на товары во Франции. Именно идеи Леклера в будущем принесут Мюлье успех.
6 июля 1961 году Жерар Милье в своем родном городе Рибе вместе с промышленником Мишелем Сегаром (семья не дала денег под новое дело, видимо, посчитав его слишком рискованным) открывает свой первый супермаркет - Auchan. Название появилось так. Местность, в которой находился бизнес, называлась Hauts Champs (Верхние Поля), а Ochan (именно так изначально хотели назвать магазин) – это сознательно неточная орфографическая запись этих слов. Так писали название этого места «в народе». Впрочем, в итоге, название было все же изменено на всем известное Auchan из-за желания оказаться на первых страницах телефонного справочника. И действительно, если в названии все равно присутствует ошибка, то А предпочтительней, чем О.
 
На фото: первый Auchan в Рубе, 1961 год
 
«Первый блин», как это часто бывает, оказался комом. Вследствие допущенных ошибок, предприятие, просуществовав три года, провалилось, и молодым бизнесменам пришлось подсчитывать убытки. Могущественная семья Мюлье не осталась в стороне и помогла выплатить долги. Интересно, что фиаско нисколько не сломало Жерара, и он решил снова попытать счастья, причем, на этот раз в одиночку, без партнеров. Он хотел сделать нечто похожее на дисконтный магазин Леклера, но большее по размерам. Тем более перед глазами был яркий пример – в 1963 году во Франции был открыт первый гипермаркет – Carrefour.
 
На фото: газетное объявление об открытии первого Auchan, 1961 год
 
«Второй подход к снаряду» состоялся в 1967 году и оказался успешным. В новом магазине в городе Ронк на площади 120 квадратных метров можно было найти не только продукты питания, бытовую химию и прочие товары повседневного спроса, но и одежду, технику и музыкальные записи. Прошлый неудачный опыт пошел впрок, и Auchan через какое-то время стал не просто одним из успешных проектов семьи, а основным.
 
На фото: гипермаркет Auchan в Роке, 1967 год
 
В дальнейшем Auchan становится одной из крупнейших сетей не только во Франции, но и в Европе. Так, в 1981 году компания открывает свой первый магазин за пределами Франции, в Испании. Правда, назывался он иначе – Alkampo. А еще спустя два года на эмблеме появляется всем знакомая птица. Кстати, ее появление не случайно. Птичья «трель» по-французски называется au chant, что очень созвучно с названием.
 
На фото: испанский «брат» Alkampo
 
В XXI веке количество магазинов Auchan исчисляется уже тысячами, они расположены по всему миру, а одно только перечисление сфер бизнеса, которые входят в зону его интересов, может занять целую страницу. Это и электронная торговля, и управление недвижимостью, и банковские услуги и многое, многое другое.
 
На фото: русский логотип Auchan
 
В России первый Auchan появился в 2002 году по соседству с Икеей и многие тогда ездили туда именно ради него. Это был первый настоящий западный гипермаркет в нашей стране. Сегодня магазинов сети уже побольше и отношение к ним может не столь «трепетное», но по-прежнему хорошее, о чем ко всему прочему свидетельствуют и результаты исследования «Любимые бренды россиян». В 2016 году в России насчитывалось 289 магазинов Auchan (из них 102 гипермаркета), что даже больше, чем в Китае.
Интересно, что главный конкурент Ашана – Carrefour – у нас в стране не прижился. В 2009 году был открыт первый магазин в московском ТЦ «Филион», затем еще один в Краснодаре. Однако, меньше, чем через год оба они были закрыты. Сама компания в то время объясняла в прессе свое решение тем, что привыкла быть первой на рынках стран своего присутствия, в России же, как выяснилось, это было проблематично.  
 
На фото: французский Auchan
 
История бренда Auchan – это своего рода сказка о Иванушке Дурачке, только на французский лад. Сначала Жерар Милье вопреки воле отца не стал заниматься успешным семейным бизнесом. Создал свое новое дело с компаньоном, которое провалил. Семье пришлось расплачиваться по его долгам. Затем, он снова не захотел идти по стопам родителей и даже попросил денег на новый проект. И победил. К счастью, Жерару Милье-старшему в свое время хватило выдержки и мудрости чтобы не разуверится в способностях сына.
 
На фото: Auchan в родном городе Жерара Мюлье, Робе, со старым логотипом


« Назад

Версия для печати