Блог
10 июля 2017
Salamander: успех при всех режимах

Salamander: успех при всех режимах

 Бренд Salamander в России популярен. В исследовании «Любимые бренды россиян» в категории «Обувь» он никогда не опускался ниже четвертого места, а в 2009 году даже занял вторую строчку. Скорее всего, причина популярности Salamander та же, что и у Adidas, другого «призера» категории – обоим брендам удалось попасть на российский рынок еще в советские годы. А  затем – закрепиться. Впрочем, к одному и тому же – успешному  результату - обе компании шли разными путями.

На фото: Яков Зигле

История Salamander берет свое начало в 1885 году. Именно тогда двадцатитрехлетний сапожник Якоб Зигле открыл свою первую обувную мастерскую в городе Корнвестхайм в Германии. Для расширения бизнеса требовались инвестиции и, спустя шесть лет, у Зигле появился компаньон - Макс Леви, коммерсант из Штутгарта. Тогда же у компании появляется название - "J. Sigle und Cie",  а число сотрудников вырастает до 125.

 На фото: Рудольф Моос

Впрочем, до создания известной марки оставалось еще больше десяти лет. Зарегистрировал же саламандру в качестве символа бренда некто Рудольф Моос (кстати, родственник Альберта Эйнштейна),который на тот момент (дело было в 1904 году) к J. Sigle und Cie отношения не имел. Моос был наследственным торговцем обуви и после смерти отца в 1891 году перенял его дело. Идея торгового знака пришла ему в голову, когда он увидел в одной английской газете рекламу броши в виде изящной саламандры. Патент был получен в декабре 1899 года, впервые изображение этого земноводного появилось на жестяной банке для обувного крема.
 
На фото: эволюция логотипа
 
 
 
Казалось бы, дело сделано, но Рудольф Моос был амбиционным человеком и хотел выйти на международный рынок. Для этого потребовалась повторная регистрация знака. Международное рождение марки состоялось 8 мая 1904 года. Но эмблема без продукции выглядит как-то странно.
Еще до регистрации Рудольф Моос заказал Якобу Зигле изготовление большой партии обуви, и они сработались. А в 1905 году было решено объединить усилия и создать компанию «Salamander-Schuhgesellschaft mbH», в которой акции поровну принадлежали бы каждой из сторон: Моосу -50%, Зигле и Леви – на двоих тоже 50%. Эмблемой новой компании стала, разумеется, саламандра.  
 
На фото: реклама крема для обуви Salamander, 1914 год
 
На фото: фабрика J. Sigle und Cie, 1917 год
 
Дела пошли хорошо, предприятие расширялось, и для снижения издержек реализации продукции, предприимчивые владельцы создали собственную торговую сеть. К 1914 году было открыто 26 собственных магазинов за границей, при том, что в самой Германии продажей продукции фирмы занималось 832 (!) лицензированных филиала. Перед началом Первой мировой войны в компании работало 2880 сотрудников, которые выпускали более двух миллионов пар обуви ежегодно. Интересно, что тогда же Рудольф Моос решил выйти из игры и продать права на эмблему Леви и Зигле. Что подвигло его на этот шаг, сказать сложно, но и после его ухода фирма продолжала расти и процветать. Спустя два года, продажами за границей занималось уже 50 филиалов. Кстати, Моос позже благоразумно (об этом позже) эмигрировал в Великобританию, где и скончался в 1951 году.
 
На фото: газетная реклама 1909 года
 
На фото: газетная реклама 1912 года
 
Между тем, на общем весьма позитивном фоне в течение десяти лет компания сменила владельцев. И в этой истории есть белые пятна. Как уже говорилось, Рудольф Моос вышел из дела добровольно в 1914, Макс Леви умер в 1925 году. Известно, что к 1933 году всеми акциями компаниями распоряжалась семья Якоба Зигле (он умер два года спустя), которому было в тот момент 71 год. А дальше – тишина. О том, кто стал следующим владельцем и Википедия, и официальный сайт политкорректно умалчивают. Учитывая, что именно в тот момент к власти в Германии пришли нацисты, отношение которых к евреям (а именно ими были уже упомянутые Моос, Леви и Зигле) общеизвестно, можно предположить, что компания была национализирована. И продолжала успешно развиваться.
 
На фото: рекламный плакат 1928 года
 
В тридцатые годы (как до 1933 года, так и после) предприятие добилось немалых успехов. Несмотря на сложные экономические условия, Salamander наращивал производство. За счет экономии на масштабе компания могла держать цены ниже, чем небольшие производители. В 1933 году у Salamander даже появляется суббренд - Lurchi, под которым выпускается детская обувь.  
 
На фото: газетная реклама, 1935 год
 
Фото с официального сайта компании
 
Интересно, что во время Второй мировой войны на предприятиях Salamander использовался принудительный, а по существу, рабский труд. Так, качество обуви этой компании проверялось узниками концлагеря Заксенхаузен – им вменялось в обязанность проходить ежедневно по 40 километров. Во многих мастерских по ремонту фирменной обуви Salamander работали рабочие из стран Восточной Европы, т.н. «остербайтеры». Известна история еврейской писательницы Веры Фридлэндер (Vera Friedländer), которая трудилась в то время в одной из них. По ее свидетельству, вместе с ней в мастерской «добровольно» работали женщины из Сербии, Польшы и Франции, а также еврейки. Тот период своей жизни она подробно описала в книге «Я работала по принуждению в Salamander». Сейчас принято считать недопустимым использование принудительного труда. Но кто знает, может быть, в то время подобное место работы было «меньшим из зол», а если говорить прямо - спасением. 
На фото: обложка книги Веры Фридлэндер «Я работала по принуждению в Salamander»
 
 
Сразу после войны Salamander продажи упали почти на половину, но уже к 1949 году ситуация стала меняться, количество работников приблизилось к десяти тысячам, а годовой объем производства составлял 7,9 миллионов пар. Во многом, этому способствовало то, что предприятие оказалось в западной зоне оккупации.
В 50-е и 60-е года ХХ века рост компании продолжился. Открывались новые фабрики и филиалы за границей. В 1967 году число сотрудников составило уже 17,8 тысяч, производилось 13 миллионов пар обуви. Однако в начале 70-х начались проблемы, продажи упали, так что к 1981 году в компании работало уже в два раза меньше сотрудников. Именно тогда и началась экспансия в страны Восточной Европы и СССР.

На видео: анимационная реклама бренда
 
 
На видео:: анимационная реклама бренда
 
 
На фото: один из филиалов, шестидесятые годы
 
В СССР продукция Salamander в 70-80 годы пользовалась бешеным успехом. Приобрести престижную импортную обувь можно было либо в конце месяца, либо по блату, обычно переплачивая при этом в несколько раз.
В 1987 году (именно тогда в СССР начали издавать журнал Burda Moden) в Ленинграде открылось одно из первых совместных предприятий. На базе фабрики «Пролетарская победа» Salamander запустил проект «Ленвест», который возглавили с российской стороны В. Коловай и Г. Нильссон – с немецкой. Однако, в 90-е ситуация в стране изменилась, и обувь немецкого бренда перестала считаться «престижным дефицитом». В 1994 году предприятие, производившее до 2,5 миллионов пар обуви в год, сократило объём производства вдвое, а вскоре и вовсе пришло к банкротству. Интересно, что неудача возможно была связана с отсутствием на обуви лейбла. Так, по словам тогдашнего председателя правления Salamander AG Герхарда Ваккера «выпускаемые на фабриках в России модели продаются без торговых знаков Salamander и шьются из местного сырья — пожалуй, это еще одна причина неудач со сбытом». Действительно – представьте себе кроссовки Adidas без полосок?
 
На фото: такие ботинки Salamander продавались в СССР
 
Впрочем, несмотря на проблемы с собственным производством (его пришлось на время закрыть), сам бренд Salamander в России остался. Новый этап начался только в нулевых. В 2000 году компания Salamander входит в состав концерна EnBW AG, появляются новые сферы деятельности. Например, многие слышали про окна Salamander. Оказывается, они имеют прямое отношение к бренду. В 2009 году произошла очередная смена владельца, и концерн вступил в новую фазу развития. В европейских магазинах вновь появилась легендарная детская обувь Lurchi, а спустя пару лет появляются новые коллекции как мужской, так и женской обуви.
 
На фото: эмблема Lurchi
 
Почему же обувь Salamander до сих пор так популярна в нашей стране? Они связали свою продукцию с такими базовыми для наших сограждан ассоциациями как надежность и качество, и сделали это одни из первых. Ассоциации же весьма устойчивы, как демонстрируют нам итоги исследования «Любимые бренды россиян».
В Европе причины успеха иные, там бренд Salamander считается одним из национальных символов, частью истории. Кстати, винтажные туфли Salamander семидесятых годов довольно популярны и сегодня.   
 
На фото: винтажная обувь Salamander, которую можно купить на Ebay
 
 


« Назад

Версия для печати