Блог
10 июля 2017
Бондюэль: тернистый путь от спирта к горошку

Бондюэль: тернистый путь от спирта к горошку

 В советское время венгерские консервы Globus считались чуть ли ни деликатесом. В новое время бренд выжил, однако, о былом величии можно забыть. Согласно исследованию «Любимые бренды россиян», место венгерского гиганта, как на рынке, так и в сердцах жителей нашей страны прочно занимает французский Bonduelle. Как это произошло?

Хотя Globus появился «не вчера» - в 1924 году, Bonduelle имеет куда более давнюю историю. Впрочем, непосредственно консервами компания начала заниматься далеко не сразу, а примерно в то же время, что и венгерская компания. Но не будем забегать вперед.  
В 1853 году потомственный фермер Луи Бондюэль-Даль (1802-1880) с компаньоном Луи Лесафр-Русселем (1802-1869) начали строительство завода по производству спирта из зерна и можжевельника в городе Маркет-ле-Лилль. Продукт, который они начали производить, был «двойного назначения», он использовался как при выпечке хлеба, так и (естественно!) при производстве алкоголесодержащих напитков.  Все определяли технологии. В то время в пекарнях пользовались либо собственными заквасками, либо пивной гущей. А впервые пивные дрожжи стали вырабатывать именно на спиртовых заводах. Они-то, т.е. дрожжи, и стали основным предметом внимания компании Луи Бондюэля.
Важное событие в жизни компании произошло через девять лет после старта. 17 июня 1862 г. они приобрели фермерское хозяйство в Ренескюре (на севере Франции), которое вскоре было преобразовано в еще один спиртовой завод.
На фото: Луи Бондюэль
На фото: Луи Лесафр
Новой вехой в истории Bonduelle можно считать 1901, когда имущество фирмы было разделено между тремя семьями: Бондюэль, Лесафр и Лемэтр. Иными словами, произошел цивилизованный развод, в результате которого появились три фирмы. Кстати, бизнес Лесафра, хотя и не приобрел такой же известности, как компания Бондюэля, живет до сих пор. Компания Lesaffre - стала мировым лидером в области производства хлебопекарных дрожжей. Как и Bonduelle, она присутствует и в России. 22 июня 1998 года была основана российская компания САФ-НЕВА , дочернее предприятие группы Lesaffre. Кстати, заметим, что кризис,  грянувший тем же летом, не изменил решение французских предпринимателей работать на российском рынке. Позже компания приобрела также ООО "Воронежские дрожжи" и два других производства в Кургане и Тульской области.
 
На фото: логотип компании Lesaffre
Но вернемся к Бондюэлю. В результате разделения активов семья Бондюэль получает два предприятия: спиртовой в городе Ренескюр и завод по выпуску масла в городе Марк. Спустя почти четверть века, в 1926 году на семейной ферме была установлена первая лущильная машина для гороха и автоклавы. Горошек сеяли в поле и закрывали в консервные банки. Надо сказать, что производство было совсем небольшим, работы производились практически вручную. В первые годы фирма перерабатывала горох, выращиваемый на 20 гектарах, то есть приблизительно 120 тонн в год или 120 000 консервных банок. По сравнению с сегодняшними производственными возможностями, достигающими миллиарда банок в год, эти цифры ничтожно малы.
 
На фото: семейство Бондюэль, 1911 год
Начиная с 1936 года, посевные площади увеличились до 230 гектаров, что в свою очередь привело и к увеличению производимой продукции. Однако, в июле 1940 производство пришлось прекратить на целых четыре года из-за Второй мировой войны. После ее окончания деятельность была быстро возобновлена. Тогда же произошли еще два значимых события. Создавая свою собственную сеть продаж, Бондюэль перестала быть зависимой от фирмы «Ля Рошфортэз» (La Rochefortaise), которая раньше занималась реализацией продукции компании на рынке. В 1947 году была зарегистрирована торговая марка. Интересно, что по этому показателю Bonduelle оказался моложе Globus.
 
На фото: завод компании после бомбежки, 1944 год
 
На фото: грузовики с логотипом Bonduelle, 1947 год
Спустя десять лет после регистрации бренда компания вывела на рынок консервированную смесь горошка с морковью. Сейчас этот продукт считается обычным, а тогда такой шаг вполне считался революционным. Кстати, именно горошек с морковью принес Bonduelle небывалый успех. В 1968 году происходит еще один технологический прорыв компании: в ее ассортименте появляются замороженные овощи, которые также становятся популярны во Франции. Это было важно, поскольку до этого такой продукт был популярен только в США. Дальше следует экспансия в Западную Европу. Открываются первые представительства в Великобритании, Италии и Германии. Кстати, международному развитию компании также способствовало образование ЕЭС. В восьмидесятые годы Bonduelle пришел в Испанию и Португалию.
 
На фото: реклама замороженных продуктов Bonduelle, 1968 год
В середине семидесятых годов Bonduelle приобретает несколько компаний на юго-западе Франции, в департаменте Уаз (l’Oise) и в Бельгии. В результате географического развития начались инвестиции в два новых направления : кукурузы и шампиньонов .
 
На фото: старый логотип
На фото: новый логотип
 
В 1995 году компания приходит на российский рынок, а также меняет свой логотип. Новая эмблема должна была символизировать происходящие изменения: яркое солнце и зеленая листва дают ощущение близости к природе, удовольствия и хорошего самочувствия. Ценности компании отражались не только в логотипе, но и во всем комплексе маркетинговых коммуникаций, которые отнюдь не ограничивались банальными биллбордами и ТВ-роликами. Например, в 1999 году тримаран Bonduelle под командованием Жана Ле Кама представлял компанию в самых значительных регатах, включая чемпионат мира. 
 
На фото: тримаран Bonduelle
 
В России Bonduelle настолько хорошо освоился, что с 2005 года стал лидером на рынке консервированных овощей. Этому способствовало открытие годом ранее собственного завода в Краснодаре. В 2012 году компания приобрела еще один завод, причем, у конкурента - Cecab. Наличие собственных производственных мощностей позволило относительно спокойно пережить «войну санкций», начавшуюся в 2014 году. Впрочем, это касается только консервов, а компания известна и своими замороженными продуктами, которые также собирается продавать в России. Для этого, как сказал "Ведомостям" Кристоф Бондюэль, один из наследников семейного бизнеса в шестом поколении, «компания планирует налаживать здесь собственное производство».
 
Будущее Bonduelle в России можно считать радужным. Компания ориентируется на внешних производителей как на часть производственной цепочки. Это создает возможности для местного бизнеса, а такие инициативы ценятся руководителями государства. Компания всерьез думает о собственном имидже и доверяет оформление ведущим брендинговым агентствам.
 
На фото: разработка креативной концепции продвижения и key-visual для Food Service — B2B направления компании Bonduelle. Брендинговое агентство Depot WPF

 

На фото: дизайн упаковки Bonduelle «На пару», Брендинговое агентство Depot WPF
 


« Назад

Версия для печати