Блог
19 июня 2017
Роллтон: разнообразная дешевая еда

Роллтон: разнообразная дешевая еда

Аббревиатура ЛБП – это не то, что вы, может быть, подумали, а всего лишь «лапша быстрого приготовления». Исследование «Любимые бренды россиян» не обошло вниманием этот популярный тип товаров, включив в 2014 году в общую анкету категорию с формулировкой «Продукты быстрого приготовления: лапша, супы, картофельное пюре». Бессменным победителем в ней все три года становился не китайский, не корейский и не японский, а российский бренд "Роллтон". Впрочем, азиатские корни у него, все-таки есть.

Считается, что первой лапшой быстрого приготовления была китайская лапша Е-фу, появившаяся в XVI веке в Китае. Тогда повар магистрата города Янчжоу использовал сильно обжаренную лапшу, которую можно было подавать гостям, просто разогревая с различными бульонами. Отцом современной ЛБП считается японец тайваньского происхождения Момофуку Андо. Именно он в 1958 году основал компанию Nissin Food Products Co., Ltd, кстати, теперешнюю владелицу «Роллтона». Впрочем, мы забежали вперед. 25 августа 1958 года на рынке Японии появился новый продукт под названием Chikin Ramen. Это была традиционная японская лапша со вкусом курицы.

Создание этого продукта было для  Момофуку Андо настоящим челенджем.

На фото: изобретатель ЛБП Момофуку Андо 

Вот что писал предприниматель в своей автобиографии: "Однажды я проходил по улице Осаки мимо очереди длиной 20-30 метров, выстроившейся перед тускло освещенной палаткой, из которой валил пар... Одетые в потертую одежду люди, дрожа от холода, часами ждали своей очереди. Человек, который меня сопровождал, сказал, что они хотели получить миску традиционной японской лапши «рамен»». Эта картина настолько поразила Андо, что он решил посвятить свою жизнь тому, чтобы и японцам, и жителям всей планеты больше не пришлось подвергаться унижению ради порции лапши.
В 1971 году Nissin представила свою лапшу в чашке из пенопласта «Cup Noodle». С этого момента продукт шел уже в комплекте с одноразовой посудой, в которой можно было оперативно приготовить себе с помощью горячей воды «домашний обед» в любых условиях. Кстати, проведенный в 2000 году в Японии опрос общественного мнения выявил, что именно лапшу быстрого приготовления японцы считают главным японским изобретением XX века. На втором месте оказалось караоке, а такой высокотехнологичный предмет, как компакт-диск – лишь на пятом.
В Россию обеды быстрого приготовления пришли в 90-годы - вместе с рыночными отношениями. «Первой ласточкой» стала лапша «Каншифу» китайского производства. Затем на рынке появился корейский «Доширак», который почти сразу обогнал своего конкурента. Это произошло благодаря значительным вложениям в рекламу. Дело это оказалось для зарубежных предпринимателей непростым. Изначально название этого бренда было обычной транслитерацией, однако по-русски оно звучало неблагозвучно. Его, конечно, быстро заменили, а история запомнилась и вошла в учебники по маркетингу, как пример неудачного нейминга без учёта местных реалий.
Вот только две иллюстрации. На первом фото, сделанном в столице Греции Афинах, название выглядит вполне аутентично и говорит лишь об азиатской экзотике. 

 

На фото: ресторан японской кухни Dosirak в Афинах (фото: Александр Фролов)
 
А вот во втором случае возникают иные коннотации.
На фото: первая версия этикетки «Доширака»
А что же «Роллтон»? Его история началась в 1998 году, т.е. чуть позже «Доширака», с выпуска все той же вермишели быстрого приготовления. Дело пошли неплохо: внезапно обедневшие (кризис!) россияне хорошо раскупали недорогую еду. Владельцы тут же начали расширять бизнес, и в 2001 году в Серпухове (Московская область) начало работать второе предприятие компании. Одновременно с наращиванием объемов расширялся и ассортимент. В компании решили не ограничиваться лапшой. В 2000 году под брендом "Роллтон" начались продажи сухого картофельного пюре в удобном для заваривания стакане. И дальше посыпались как из рога изобилия - бульон "Роллтон" в стограммовой упаковке, соусы, приправы и даже снеки. В 2011 году на рынок был выведен новый продукт от "Роллтон" — лапша быстрого приготовления "Горячая порция", а за год до этого – лапша "По-домашнему".
Далее, бренд начал осваивать зарубежные рынки. Здесь проколов типа тех, что совершали его конкуренты, быть не должно. Гарантию надежности в этом смысле давало привлечение к работе ведущих брендинговых агентств. 
 
На фото: упаковка приправы, разработанная брендинговым агентством Depot WPF для украинского рынка
Сегодня "Роллтон" можно купить не только в России, но и странах СНГ, Германии и даже ЮАР.
Интересно, что в исследовании «Любимые бренды россиян» «Доширак» и «Роллтон» идут буквально «ноздря в ноздрю», последний стабильно удерживает лидерство. Если бы речь шла о продажах, то это можно было бы объяснить низкой ценой, маркетинговой активностью и т.п. Но исследование «Любимые бренды россиян» изучает отношения с потребителем. В этой области дешевый – не значит любимый. Может быть, свою роль сыграл более широкой ассортимент продуктов «Роллтон», но, скорее всего, все дело в ментальности – бренд все-таки создан российской компанией, которая лучше понимает своих сограждан. 


« Назад

Версия для печати