Блог
19 мая 2017
Народное значит доступное?

Народное значит доступное?

Ценовая доступность тех или иных товаров часто делает их знаменитыми. Нечто подобное происходит и с брендами. «Пятерочка», лоукостеры, пиво «Клинское».. Определенные вещи принято считать народными. В категории «Автомобили» исследования «Любимые бренды россиян» таким брендом формально можно считать Volkswagen. И по названию, и, как было еще относительно недавно, по цене. В сердцах наших сограждан этот бренд соседствует с такими "иконами стиля" как Merscdes или Audi. Как он дошел до жизни такой?

Бренд Volkswagen появился в один октябрский день 1933 года в отеле Kaiserhof при участии всего трех человек. Это были: представитель «Daimler-Benz» Якоб Верлин, Фердинанд Порше и Адольф Гитлер. Последний хотел выпустить дешевый и прочный автомобиль для немецкого народа на новом (принципиально!) заводе в Германии. Но не только. Стоимость нового авто не должна была превышать 1000 рейхсмарок. Чисто для справки: примерная средняя зарплата в конце тридцатых годов (когда план начал реализовываться) была порядка 400 марок. Автомобиль – более, чем доступный. Кстати, начиная с 1933 года любой гражданин Германии мог вкладывать 5 марок еженедельно на специальный счет для того чтобы получить машину в числе первых. Забегая вперед, скажем, что жизнь внесла в планы свои коррективы.
На листке бумаги Гитлер набросал эскиз, обозначил основные пункты программы и попросил назвать имя конструктора, кто будет нести ответственность за исполнение правительственного заказа. Якоб Верлин предложил кандидатуру Фердинанда Порше. Поскольку новый автомобиль предполагался для обычных людей, назван он был соответствующе: «Volks-Wagen» («народный автомобиль»).
На фото: эскиз, сделанный Порше
17 января 1934 года Фердинанд Порше переслал чертежи прототипа «народного автомобиля», созданного на базе разработанного ранее Porsche Typ 60, в Рейхсканцелярию Германии. Еще через полгода проекту был дан зеленый свет. Порше было дано на разработку трёх прототипов «народного автомобиля» всего десять месяцев, а бюджет составил 20 тысяч рейхсмарок.  Несмотря на уже имевшиеся конструкцию и опыт, необходимость уложиться в положенные рамки затянула работы на два года. Прототипы были готовы только в сентябре 1936 года: двухдверный V1, кабриолет V2 (по заказу Гитлера) и четырёхдверный V3. 50 тыс. километров испытательного пробега не выявили у машин каких-либо серьёзных недостатков, и Порше дали заказ на последующие 30 прототипов, которые были произведены на заводе Daimler-Benz.
На фото: немецкая реклама тридцатых годов
Интересно, что и дальше работы по-прежнему шли не по-немецки неторопливо. Первый камень на строительстве завода Volkswagen рядом с городом Фаллерслебен был заложен лишь 26 мая 1938 года. Кстати, имя будущего (как тогда считалось) «народного автомобиля» было иное - KdF-Wagen. KdF (Kraft durch Freude), в переводе – «сила через радость», было названием нацистской общественной организации, вложившей порядка 50 млн рейхсмарок в строительство завода. Тогда же вокруг завода начали строить город для рабочих, который впоследствии стал называться Вольфсбург.
Завод был заложен, однако, простые граждане своего автомобиля дождались не сразу. KdF-Wagen так и не был поставлен в производство (как-никак в 1939 году начилась война), зато стали выпускаться машины для армии. Одной из таких моделей стала VW Typ 82. Различные модификации использовались о всех войсках Германии до окончания Второй мировой войны для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов и топлива, эвакуации раненных и в качестве передвижных мастерских. Что до немцев, честно вносивших по пять марок каждую неделю, то вместо нового автомобиля большинство из них получили вместо него повестки в вермахт.
На фото: военная модель VW Typ 82
После завершения Второй мировой войны город Вольфсбург оказался в британской оккупационной зоне. Завод «Фольксваген» был разрушен бомбардировками англо-американской авиации на 60 %. Много это или мало – сказать трудно. С одной стороны, завод не подлежал восстановлению, с другой – производство кузовов тут не останавливалось ни на день. Демобилизованные после войны бывшие рабочие «Фольксвагена» с энтузиазмом начали восстанавливать разрушенное производство. Результат не заставил себя долго ждать — уже в марте 1946 года на заводе было выпущено 1003 автомобиля модели «Фольксваген-11» (VW-11 или VW Type 1), представлявшего собой несколько доработанный довоенный KdF-38 (VW-38), тот самый, который в дальнейшем назовут «Жуком».
На фото: легендарный «Жук»
Через несколько лет Volkswagen Käfer (жук) завоевывает репутацию надежного, практически "вечного" автомобиля. В пятидесятые годы этот автомобиль становится известным во всем мире, обогнав по числу выпущенных экземпляров легендарную фордовскую модель Т. Кстати, надежность «Жука» часто обыгрывалась в рекламных роликов, которые (по уверениям авторов) снимались на основе реальных историй. Также машина умела плавать и выживать после природных катаклизмов. В популярности «Жуков» по всему миру важную роль сыграл прорыв на американский рынок.
На видео: рекламный ролик, основанный на реальной истории
На фото: американская реклама в шестидесятые годы
Первые автомобили Volkswagen появились в США благодаря американским солдатам. Любой удачливый в спекуляциях на чёрном рынке американский сержант мог скопить на «Фольксваген» всего за пару месяцев. Многие ветераны, отслужив, забирали этот забавный автомобильчик с собой в Штаты в качестве сувенира (к тому же в Америке в конце 40-х был дефицит легковых автомобилей) и катались там на нём до первой серьёзной поломки, после чего машину бросали в каком-нибудь сарае. Интересно, что изначально отношение к этой машине было враждебным из-за названия и ассоциации с Гитлером. Впрочем, уже в 1953 году Volkswagen открыла два филиала — один в Нью-Йорке, другой в Сан-Франциско — и начала массовый экспорт «Жука» в США. Представители Volkswagen были достаточно настойчивы и предлагали свой продукт всем свободным дилерам, а главное, к середине 50-х в пресыщенной роскошными автомобилями Америке возник реальный дефицит компактных, практичных и дешёвых «автомобилей для жён».
На фото: миллионный «Жук»
5 августа 1955 был с конвейера сошел миллионный Käfer, а к 1972 году было выпущено уже 15 миллионов автомобилей этой модели. Через шесть лет производство «жуков» в Германии было прекращено, что вовсе не означало «смерть» культовой модели. Их производство продолжалось в Мексике вплоть до 2004 года, а в восьмидесятые «мексиканские жуки» можно было часто увидеть в Европе.
На фото: мексиканский «Жук»
Бренд Volkswagen неразрывно связан с «Жуком», однако, другие автомобили компании самыми дешевыми назвать сложно. Уже в конце 1940-х годов руководство Volkswagen пришло к выводу о необходимости создания более престижного автомобиля, чем кабриолеты, которые строились кузовными ателье Hebmuller и Karmann. Так появилась более престижная модель Volkswagen Karmann-Ghia, которая выпускалась в Германии (как и «Жук») до середины семидесятых.
На фото: модель Karmann-Ghia
Другие, более дорогие модели Volkswagen стали появляться в конце шестидесятых, когда «Жук» начал морально устаревать. Причин тому было несколько. Это и избыточная поворачиваемость, и чувствительность к боковому ветру, а главное - сравнительно высокий расход топлива. Теряющая свою популярность модель поставила компанию на грань банкротства. Именно тогда начался выпуск компактных переднеприводных моделей. «Гольф» дал свое имя целому классу автомобилей, которые хоть и были доступны, но «ударом по ценам» уже не являлись.
На фото: Volkswagen Golf, выпускавшийся с 1974 по 1983 годы
 


« Назад

Версия для печати