Блог
03 мая 2017
Alpengold: приключения альпийского золота в Восточной Европе

Alpengold: приключения альпийского золота в Восточной Европе

 Многие российские бренды зачастую имеют иностранное звучание. Это и понятно: покупатели инстинктивно больше доверяют благозвучному, как им кажется, имени. Например, в категории «Обувь» из исследования «Любимые бренды россиян» сразу несколько «европейских» брендов попали в список десяти самых любимых. Carlo Pazolini, Baldinini, Ralf Ringer – кто бы мог подумать! Также богата «мировыми» брендами категория «Чай». Бывает и так, что бренд кажется абсолютно российским (например, стиральный порошок Миф), а на самом деле его создала для российского рынка глобальная компания Procter & Gamble. “Alpengold” демонстрирует сразу несколько трендов. Бренд иностранный, созданный иностранной компанией, однако, известен исключительно в странах постсоветского региона.

В начале девяностых годов на российском рынке были очень популярны заграничные шоколадные батончики, например, Sneakers. Да что говорить, люди тянулись ко всему заграничному, ведь всем не терпелось попробовать что-то новое. Именно тогда немецкая компания Stollwerck задумала новый проект, ориентированный на Россию и другие бывшие социалистические страны.
 
На фото: упаковка шоколада Stollwerck 1890 года
Тут надо сказать, что Stollwerck – это компания по производству шоколада с историей. В 1839 году Франц Штольверк (Franz Stollwerck) открыл предприятие по производству конфет. Уже через два года компания достигла значительных успехов, и ассортимент выпускаемой продукции заметно расширился. В 1871 году после смерти основателя фирма впервые получила официальное название - Gebr. Stollwerck (Братья Штольверк). Чуть позже компания стала продавать свои шоколадные плитки в специальных автоматах, что было в то время новаторским решением. В 1894 году удалось выйти на американский рынок. В девяностые годы позапрошлого века на вокзалах Нью-Йорка было порядка 4 тысяч «шоколадных автоматов» Stollwerck.
 
На фото: автомат по продаже шоколада Stollwerck
На рубеже веков фабрики компании открылись сразу в нескольких городах Германии, а также в Амстердаме, Будапеште, Чикаго, Лондоне и многих других. Казалось бы, предприятию сопутствует успех, однако все получилось наоборот. Экономические трудности тридцатых годов, а затем разрушения, связанные с войной, сильно подорвали бизнес. Была проведена процедура банкротства с последующим восстановлением производства. Однако, представители семьи Штольверк были вынуждены оставить руководство компанией. Трудности преследовали компанию вплоть до 1972 года, когда фирма была куплена Хансом Имхофом (Hans Imhoff). Именно он сумел не только наладить производство, но и вновь начать экспортировать популярный когда-то шоколад. Кстати, тогда фирма выкупила другой популярный немецкий бренд Sarotti.
 
На фото: реклама шоколада Stollwerck, 1896 год
Объединение Германии в 1990 году сыграло компании на руку – открылся огромный восточноевропейский рынок. В том же году Stollwerck покупает крупнейшую шоколадную фабрику ставшей уже бывшей ГДР, а спустя несколько лет открывается собственное производство в Венгрии и Польше. Постепенно компания становится лидером в восточноевропейском регионе, а в 1992 году Stollwerck придумывает специальный шоколадный бренд для постсоветских республик под названием Alpen Gold (Альпийское золото). «Фишка» заключалась в том, что шоколад, претендующий на «альпийскость» будет выпускаться на местных фабриках. Это было сделано для уменьшения стоимости «европейского» продукта. 
 
На фото: этикетка российской Alpen Gold в девяностые годы
Как показала история, расчет компании оказался верным. Alpen Gold в девяностые  стал для россиян чем-то вроде Сникерса. Интересно, что плитку этой марки можно увидеть в украинском фильме 1993 года «Дикая любовь». Главный герой дарит своей девушке несколько шоколадок, одна из который именно Alpen Gold. Подруга героя страшно рада! Это и не удивительно, ведь эта плитка скорее всего была привезена из Польши или из Венгрии. Собственное производство в России, в небольшом городе Покров Владимирской области, откроется только в 1997 году, а спустя четыре года Stollwerck продает свои восточноевропейские активы американской компании Kraft Foods — второму по величине в мире концерну по производству упакованных продуктов. Именно с того момента логотип Stollwerck исчезает с российских плиток шоколада. Начиная с 2012 года подразделение, занимающееся сладостями стало именоваться Mondelēz International. Это, впрочем, никак не повлияло на стиль продвижения продуктов под маркой Alpen Gold. На смену роликам с гномами из девяностых пришла реклама со знаменитостями.  
 
 
На фото: кадр из фильма «Дикая любовь», 1993 год, Украина
Кондитерские изделия Alpen Gold сегодня производятся только в нескольких странах: России, Украине, Казахстане, Беларуси и в Польше. Интересно, что в последней логотип бренда другой, как кстати, и упаковка. И еще о логотипе. Stollwerck к своему восточноевропейскому детищу больше не имеет отношения, однако среди принадлежащих компании брендов есть один, несколько (по крайней мере по названию) похожий на Альпенгольд. Он называется Alpia и, скорее всего, этот шоколад делается из настоящего альпийского молока, ведь производственные мощности компании есть в Швейцарии.  
 
На фото: логотип бренда Alpia
 
На фото: польская реклама Alpen Gold
В рейтинге «Кондитерские изделия» Alpen Gold в прошлом году оказазался на последнем месте, а в 2016 немного не дотянул до него. Плохо это или хорошо? Скорее хорошо, ведь в этой категории вообще редко попадаются зарубежные бренды. Отношение потребителей к нему достаточно ироничное, на дворе давно уже не девяностые, и люди вряд ли ассоциируют этот шоколад с настоящим альпийским молоком. Однако, настоящие альпийские шоколадки точно так же проигрывают (пока) борьбу российским брендам. 


« Назад

Версия для печати