Блог
13 апреля 2017
Valio: самый западный из российских или самый российский из западных

Valio: самый западный из российских или самый российский из западных

Западные бренды, в основном, стали попадать на российский рынок в постперестроечное время. Конечно же, были и «первые ласточки», ставшие частью жизни россиян еще в советское время, но такого разнообразия как сегодня не было и помине. Adidas, Marlboro, Burda Moden – перечислить «гостей с запада» можно чуть ли не по пальцам одной руки. Почти все они, кстати, любимы российскими потребителями до сих пор. Финский бренд Valio безусловно занимает место в этом же ряду, но с одной поправкой. Он появился на российском рынке еще до 1917 года, когда Финляндия входила в состав Российской империи.

На фото: бочка с маслом от Valio, 1910-е годы

Слово Valio в переводе с финского означает «отборный» или «элитный». Компания с таким названием была образована в 1905 году как сообщество семнадцати кооперативов для экспорта финского масла высокого качества за рубеж.  Основным целевым рынком для Valio тогда была Англия. Впрочем, элитному названию – элитные клиенты. С 1908 года начались поставки финского масла Valio и в Россию. Масло пришлось по вкусу императору Николаю II, и вскоре компания получила почетное звание "Поставщик Двора его Императорского Величества".

На фото: грузовик Valio на ярмарке 

В 1914 году открылся офис в столичном Санкт-Петербурге, а спустя два года объем продаж масла, основной на тот момент товарной категории поставок Valio в Россию, составлял 35% от общего объема продаж. Впрочем, успешное сотрудничество с Россией прекратилось в 1917 году. Финляндия после революции получила независимость, а у главный (как бы сейчас выразились) VIP-клиент компании, император Николай II, перестал быть таковым.

На фото: реклама Valio в двадцатые годы

 
Так или иначе, компания больше не ориентировалась на Россию, которая стала на тот момент Советским Союзом. В двадцатые годы у Valio появляются новые сферы деятельности. Это и исследовательские работы, и производство (с последующим экспортом) сыра. Именно тогда в 1927 году начался экспорт сыра в Бельгию, но до «прорыва» на американский рынок оставалось ждать порядка тридцати лет. Кстати, об исследовательских работах.
Один из сотрудников компании Артури Илмари Виртанен (Artturi Ilmari Virtanen) в 1945 году получил Нобелевскую премию в области химии за «за исследования и достижения в области сельского хозяйства и химии питательных веществ, особенно за метод консервации кормов».
На фото: вручение Нобелевской премии Виртанену
В 1934 году, вслед за сырами Koskenlaskija, Oliva, Violet и другими , компания выпускает продукт, который в дальнейшем станет культовым в СССР. Это – плавленный сыр Viola.
На фото реклама продукции Valio тридцатых годов
По большому счету бренд Valio в СССР неизменно ассоциировался именно с знаменитой «Виолой», остальные продукты (тех лет) неизвестны российскому покупателю даже до сих пор. Появление этого сыра на советских прилавках в 1956 году состоялось двадцать два года спустя после выпуска в Финляндии и стало своего рода сенсацией. Ведь в то время финский концерн был единственным поставщиком молочных продуктов из стран, не входивших в Совет экономической взаимопомощи.
На крышке коробки была изображена блондинка Виола с букетом огромных фиалок. Логотип «Valio» был на ней почти незаметен — его напечатали чёрным цветом. Потом коробка с бумажной обложкой исчезла: её заменила круглая баночка из белого пластика. Именно этот вариант можно увидеть на фото в нижнем правом углу. В то время «достать Виолу» было затруднительно, если не сказать, невозможно – такого рода продукты распределяли среди для «привилегированных» слоев населения, как правило в заказах. Об этом, кстати, говорит и тот факт, что изображение той первой упаковки довольно сложно найти в интернете. 
Более менее доступным для простых людей этот плавленный сыр стал в 1980 году. Тогда правительство СССР доверило компании Valio право стать официальным и единственным поставщиком молочных продуктов на Олимпиаду в Москве. В то время продажи в СССР составляли 25% всех операций Valio. Сравним с дореволюционными тридцати пятью – довольно неплохой результат для компании из несоциалистической страны.
На фото: так выглядела крышка от упаковки «Виолы» в 1980 году (для финского рынка)
Но все равно – пластиковая баночка «Виолы» считалась чем-то вреде деликатеса и была прекрасным украшением стола. Кстати, такие упаковки не выбрасывались, а использовались для хранения мелочей. Одним словом – продукт соответствовал названию бренда всегда. Этот плавленный сливочный сыр стал одним из символов брежневской эпохи «застоя». Например, поэт Игорь Иртеньев в стихотворении «С Новым Годом, день вчерашний» 2006 года иронизирует над «уютным» советским прошлым. Вот один отрывок:
Там в заказе - сыр «Виола»,
И помада, и духи,
Там и съезды комсомола,
И Асадова стихи.
В девяностые годы продукция Valio перестала быть столь элитарной – любимую «Виолу» стало возможно покупать без очередей (экономические трудности начала девяностых вынесем за скобки). В 1994 году открыто представительство в Санкт-Петербурге и в том же году было образовано дочернее ООО «Валио», которое занималось импортом и продвижением знаменитых финских молочных продуктов в России. В конце нулевых года появилось и собственное производство, однако, 90% продаж составлял импорт из Финляндии. Этот факт сыграл злую шутку с компанией в 2014 году в связи с введением Россией ответных санкций против стран ЕС. Случилось то, что было бы невозможно даже во времена Советского Союза – продукция Valio оказалась под запретом.
На фото: произведенный в России сыр «треугольниками»
В том же кризисном 2014 году компания развивает собственное производство в России, привлекает новых партнеров и заключает несколько контрактов с заводами. Также расширяется производство знаменитого сыра «Виола» в Подмосковье. Valio удалось обойти продуктовые санкции, однако, самый главный продукт перестал быть импортным, а значит, элитным в глазах российских покупателей. Возможно это объясняет падение популярности бренда в категории «Молочные продукты» исследования «Любимые бренды россиян». Если в 2013 году он занимал четвертую строчку рейтинга, то в 2016 году оказался лишь седьмым.
Кстати, у компании Valio весьма любопытные рекламные ролики. Это один из первых, снятый еще в пятидесятые годы.
А это – реклама сыра Эмменталь шестидесятых годов. Охотник подкрепляется им во время охоты.
 
В семидесятые появляются и цветные ролики. Наодном из них двое полицейских восстанавливают силы с помощью молока.
 
В восьмидесятые годы в рекламе появляется любовная романтика, а в следующее десятилетие тема только развивается.
 
Оскорбленная неверностью бойфренда, блондинка (может Виола?) заливает горе стаканом качественного (а какого же еще?) молока  Valio
 
.
 
Ну и, наконец, о рекламе «Виолы». Вот два совсем свежих (2017 года) ролика.
 
На одном из них эффектная блондинка осваивает гоночный автомобиль, а на другом– брюнетка пилотирует самолет.
 
Все ролики на финском языке, но это не мешает наслаждаться креативом горячих финских рекламистов. Качество роликов вполне соответствует названию бренда. 
 
 


« Назад

Версия для печати

Цитата:

Кевин Робертс Кевин Робертс
генеральный директор компании «Saatchi & Saatchi»

« Я уверен, что бренды, заслужившие любовь потребителей, могут продаваться по более высокой цене. И я также убежден, что в каждой товарной группе есть только один Lovemark »

Другие цитаты

История:

Есть история про телевизор фирмы Sharp. Как-то раз, во время просмотра телевизора, отключили свет. В таких случаях производитель рекомендует выключить телевизор из розетки, т. к. возможен резкий перепад напряжения при восстановлении электрического питания. Телевизор может от этого сломаться. Но мы проигнорировали эти рекомендации. Когда же электричество включили, то наш Sharp на это никак не прореагировал. Мы долго щелкали кнопками, надеясь, что изображение появится, но кроме жалкой пародии на "черный квадрат" Малевича так ничего и не увидели. Мы были очень расстроены, тогда это был единственный телевизор в нашем доме. На следующий день, в разговорах с соседями выяснилось, что в нашем доме есть еще люди, пострадавшие от перебоя с электропитанием, у некоторых тоже "перегорели" телевизоры. Эта новость нас, конечно, не успокоила, но все-таки  мы были не одни такие. Вечером, за ужином, мы говорили о том, что нужно изыскать средства и купить новый телевизор. После ужина, по привычке ноги сами повели нас к телевизору. Машинально я взяла в руки пульт. Ни на что не надеясь, щелкнула кнопку, так на всякий случай...... Сначала появился звук, он был таким неожиданным и громким, что я даже вздрогнула от испуга. А затем сумрачную комнату осветил яркий цветной экран. Так наш Sharp объявил о своем воскрешении! Позже с этим телевизором случилась еще одна подобная история. Мы залили его водой, случайно опрокинув цветочную вазу, стоящую на нем. Наш телевизор "мигнул" нам на прощание и....угас. Только в этот раз мы уже не спешили списывать его в утиль. Решили подождать, когда просохнет. И он нас не подвел!  Уже через день мы, как всегда, собрались всей семьей возле нашего друга-телевизора. Смотрели какой-то фильм и говорили: "Ай да Sharp, ай да молодец"!...... Ему сейчас лет 16-17, он уже старенький и совсем не модный, у него еще круглая, а не современная плоская "мордочка", но он работает. Правда, мы его сильно не загружаем, в доме теперь не один телевизор. Конечно, мы и его могли бы заменить на новый, но старых друзей не бросают!

Читать еще

Письмо бренду:


Читать еще