Блог
09 марта 2017
Искусство логотипа: «Не делай его миленьким»

Искусство логотипа: «Не делай его миленьким»

 Казалось бы, что общего у таких любимых россиянами брендов как Apple и Nokia, кроме того очевидного факта, что это две крупные высокотехнологичные компании и упомянутого народного признания, поставившего их на 4 и 14 места в рейтинге 2016 года исследования «Любимые бренды россиян»? Их объединяет история создания логотипа. Точнее, извилистость этой истории. И в том, и в другом случае, логотип бренда создавался не сразу и не просто. Оказывается, так бывает. 

Бренд Nokia существует уже полтора века и за свою историю компания успела освоить достаточно много абсолютно разных направлений: от изготовления бумаги и колош до мобильных технологий. Это в некоторой мере отразилось и на логотипе (подробнее об этом можно прочесть здесь). Сначала это была рыбка из реки Nokianvirta, затем треугольник и похожий на кабель круг (компания была крупным «игроком» в этой сфере), и, наконец, написанное узнаваемым шрифтом, всем знакомое слово. На фото можно видеть как выглядела первая эмблема. 
История Apple несколько (и это мягко говоря) иная. Это касается как логотипа, так и самой компании. Посчитать на сколько (вернее – во сколько раз) она младше Nokia – дело довольно затруднительное. Свою деятельность компания начала по сути с хакерства. В 1971 Стив Возняк (в дальнейшем - один из основателей Apple) изобрел «Синию коробочку» (Blue box) - устройство, позволяющее взламывать телефонные коды и звонить куда угодно. Поначалу они на пару со Стивом Джобсом  просто развлекались, названивая в разные уголки мира и устраивая розыгрыши. По утверждению Возняка, один раз ему удалось позвонить даже Папе Римскому. Вскоре изготовление устройств было в своем роде даже поставлено на поток.
На фото: «Синяя коробочка»
После неприятных инцидентов кустарное производство было свернуто, однако, именно тогда сформировалась модель сотрудничества двух Стивов: Возняк придумывает очередную гениальную штуку, а Джобс продвигает ее на рынке. Дальше друзья занимались, по сути, только компьютерами. В авантюры с кабелями и калошами, в отличие от Nokia, они не ввязывались, так что всевозможные газовые плиты с фирменным дизайном Apple (это не шутка!) – всего лишь качественный креатив от китайских производителей подделок.
На фото:  Apple II
Название Apple закрепилось практически случайно. Надо было подавать документы на регистрацию фирмы, а без названия – никак. Предложение Стива Джобса было довольно необычным: «Apple Computer». По его выражению: «Название звучало забавно, энергично и не страшно. Слово «apple» (яблоко) смягчало серьёзное «компьютер». К тому же в телефонном справочнике мы бы оказались перед Atari» (предыдущее место работы Джобса). Также он заявил, что если к утру не будет предложено ничего лучшего, название Apple останется. Так и случилось. В итоге, компьютер, разработанный компаньоном Джобса, Стивом Возняком, получил название Apple. 
В 1977 году, когда компании был всего год от роду, руководители задумались о смене логотипа. Именно тогда, после успешной презентации  Apple I,удалось заключить соглашение с Майком Маркуллой, бывшим сотрудником компании Intel.  Он инвестировал в Apple 250 тысяч долларов. Понятное дело –надо было развиваться. Собственный логотип у компании был уже примерно год, однако, совершенно не соответствовал концепции простоты, исповедуемой Стивом Джобсом. Это была как бы гравюра, в центре которой изображен выдающийся английский ученый Исаак Ньютон, на которого вот-вот упадет яблоко. Проблема заключалась в том, что стиль логотипа был полной противоположностью дизайну компьютера Apple II, который вскоре надо было представить публике. К тому же одним из преимуществ Apple II была возможность работы с цветом, а напоминающий гравюру логотип был, напомним, черно-белым. Одним словом, смена эмблемы стала насущной необходимостью.
На фото: первый логотип Apple
Единственным «посылом», который получил дизайнер Роб Яноф от заказчика (Стива Джобса) стала фраза «don’t make it cute» (не делай его миленьким, - англ). В своем интервью Яноф рассказывает, что все было просто: купил яблок (название обязывало), долго крутил и так, и эдак, потом нарисовал яблоко и сделал его надкусанным. Говорят, что здесь есть игра слов между byte (кусать) и bite (единица информации), но существует и более простое объяснение: надкусанное яблоко, в отличие от целого, не похоже на вишню. В любом случае, Яноф предложил два варианта лого в форме яблока - целого и надкусанного, и несколько вариантов раскраски. В итоге, символом Apple на долгие годы стало надкусанное и раскрашенное под неправильную радугу (компьютер-то работал с цветом!) яблоко. 
Спустя более двадцати лет, логотип Apple вновь подвергся изменению. Впрочем, уже не такому кардинальному, как в первый раз.
В конце девяностых компания была на грани провала. Тогда и произошло знаковое возвращение в Apple Стива Джобса, который был уволен из компании в середине восмидесятых. В своем роде повторилась история, предшествующая созданию модели Apple II. Понадобилось продвигать продукт нового дизайна, причем количество моделей значительно уменьшилось по сравнению с предыдущими годами. Вместо большого ассортимента, выпускавшегося при прежнем директоре, Джобс объявил о разработке всего четырёх наименований продукции — стационарные и портативные модели для профессионалов и простых потребителей. 
iMac первого поколения был похож одновременно и на космический аппарат, и на каплю воды, и даже на лампу из «Luxo Jr.», знаковой дебютной короткометражки студии Pixar. Стало очевидно, что компания выходит на новый виток своей истории. Это отразилось на логотипе. Для того чтобы «оставить неудачи позади», было решено отказаться от цветного яблока в пользу яблока монохромного. 
Что же в итоге? Сравнивать Apple и Nokia – дело неблагодарное: путь в бизнесе, возраст, сферы интересов. - все разное. Однако, их объединяет факт отказа от «художественного»  и «милого» логотипа в пользу более абстрактного. У Nokia черно-белая рыбка превратилась сначала в круг, а затем – в слово.  У Apple – также монохромная добротная, хоть и переполненная смыслами гравюра – стала цветным яблоком.  Если в случае с финским брендом причина крылась в кардинальной смене деятельности компании, то Стив Джобс сотоварищи решились на крутые перемены из-за несоответствия логотипа как внешнему виду продукта, так и общей философии фирмы. 


« Назад

Версия для печати

Цитата:

Кевин Робертс Кевин Робертс
генеральный директор компании «Saatchi & Saatchi»

« Я уверен, что бренды, заслужившие любовь потребителей, могут продаваться по более высокой цене. И я также убежден, что в каждой товарной группе есть только один Lovemark »

Другие цитаты

История:

Моя Тойота Королла стала неотъемлемой частью моей жизни. Иногда кажется, что она чувствует мое настроение и помогает решать задачи, порой очень тяжелые. Однажды "поговорив" с ней мы проехали серьезное бездорожье, которое оказалось не по зубам Тусану.

Читать еще

Письмо бренду:


Читать еще