Блог
09 марта 2017
Искусство логотипа: «Не делай его миленьким»

Искусство логотипа: «Не делай его миленьким»

 Казалось бы, что общего у таких любимых россиянами брендов как Apple и Nokia, кроме того очевидного факта, что это две крупные высокотехнологичные компании и упомянутого народного признания, поставившего их на 4 и 14 места в рейтинге 2016 года исследования «Любимые бренды россиян»? Их объединяет история создания логотипа. Точнее, извилистость этой истории. И в том, и в другом случае, логотип бренда создавался не сразу и не просто. Оказывается, так бывает. 

Бренд Nokia существует уже полтора века и за свою историю компания успела освоить достаточно много абсолютно разных направлений: от изготовления бумаги и колош до мобильных технологий. Это в некоторой мере отразилось и на логотипе (подробнее об этом можно прочесть здесь). Сначала это была рыбка из реки Nokianvirta, затем треугольник и похожий на кабель круг (компания была крупным «игроком» в этой сфере), и, наконец, написанное узнаваемым шрифтом, всем знакомое слово. На фото можно видеть как выглядела первая эмблема. 
История Apple несколько (и это мягко говоря) иная. Это касается как логотипа, так и самой компании. Посчитать на сколько (вернее – во сколько раз) она младше Nokia – дело довольно затруднительное. Свою деятельность компания начала по сути с хакерства. В 1971 Стив Возняк (в дальнейшем - один из основателей Apple) изобрел «Синию коробочку» (Blue box) - устройство, позволяющее взламывать телефонные коды и звонить куда угодно. Поначалу они на пару со Стивом Джобсом  просто развлекались, названивая в разные уголки мира и устраивая розыгрыши. По утверждению Возняка, один раз ему удалось позвонить даже Папе Римскому. Вскоре изготовление устройств было в своем роде даже поставлено на поток.
На фото: «Синяя коробочка»
После неприятных инцидентов кустарное производство было свернуто, однако, именно тогда сформировалась модель сотрудничества двух Стивов: Возняк придумывает очередную гениальную штуку, а Джобс продвигает ее на рынке. Дальше друзья занимались, по сути, только компьютерами. В авантюры с кабелями и калошами, в отличие от Nokia, они не ввязывались, так что всевозможные газовые плиты с фирменным дизайном Apple (это не шутка!) – всего лишь качественный креатив от китайских производителей подделок.
На фото:  Apple II
Название Apple закрепилось практически случайно. Надо было подавать документы на регистрацию фирмы, а без названия – никак. Предложение Стива Джобса было довольно необычным: «Apple Computer». По его выражению: «Название звучало забавно, энергично и не страшно. Слово «apple» (яблоко) смягчало серьёзное «компьютер». К тому же в телефонном справочнике мы бы оказались перед Atari» (предыдущее место работы Джобса). Также он заявил, что если к утру не будет предложено ничего лучшего, название Apple останется. Так и случилось. В итоге, компьютер, разработанный компаньоном Джобса, Стивом Возняком, получил название Apple. 
В 1977 году, когда компании был всего год от роду, руководители задумались о смене логотипа. Именно тогда, после успешной презентации  Apple I,удалось заключить соглашение с Майком Маркуллой, бывшим сотрудником компании Intel.  Он инвестировал в Apple 250 тысяч долларов. Понятное дело –надо было развиваться. Собственный логотип у компании был уже примерно год, однако, совершенно не соответствовал концепции простоты, исповедуемой Стивом Джобсом. Это была как бы гравюра, в центре которой изображен выдающийся английский ученый Исаак Ньютон, на которого вот-вот упадет яблоко. Проблема заключалась в том, что стиль логотипа был полной противоположностью дизайну компьютера Apple II, который вскоре надо было представить публике. К тому же одним из преимуществ Apple II была возможность работы с цветом, а напоминающий гравюру логотип был, напомним, черно-белым. Одним словом, смена эмблемы стала насущной необходимостью.
На фото: первый логотип Apple
Единственным «посылом», который получил дизайнер Роб Яноф от заказчика (Стива Джобса) стала фраза «don’t make it cute» (не делай его миленьким, - англ). В своем интервью Яноф рассказывает, что все было просто: купил яблок (название обязывало), долго крутил и так, и эдак, потом нарисовал яблоко и сделал его надкусанным. Говорят, что здесь есть игра слов между byte (кусать) и bite (единица информации), но существует и более простое объяснение: надкусанное яблоко, в отличие от целого, не похоже на вишню. В любом случае, Яноф предложил два варианта лого в форме яблока - целого и надкусанного, и несколько вариантов раскраски. В итоге, символом Apple на долгие годы стало надкусанное и раскрашенное под неправильную радугу (компьютер-то работал с цветом!) яблоко. 
Спустя более двадцати лет, логотип Apple вновь подвергся изменению. Впрочем, уже не такому кардинальному, как в первый раз.
В конце девяностых компания была на грани провала. Тогда и произошло знаковое возвращение в Apple Стива Джобса, который был уволен из компании в середине восмидесятых. В своем роде повторилась история, предшествующая созданию модели Apple II. Понадобилось продвигать продукт нового дизайна, причем количество моделей значительно уменьшилось по сравнению с предыдущими годами. Вместо большого ассортимента, выпускавшегося при прежнем директоре, Джобс объявил о разработке всего четырёх наименований продукции — стационарные и портативные модели для профессионалов и простых потребителей. 
iMac первого поколения был похож одновременно и на космический аппарат, и на каплю воды, и даже на лампу из «Luxo Jr.», знаковой дебютной короткометражки студии Pixar. Стало очевидно, что компания выходит на новый виток своей истории. Это отразилось на логотипе. Для того чтобы «оставить неудачи позади», было решено отказаться от цветного яблока в пользу яблока монохромного. 
Что же в итоге? Сравнивать Apple и Nokia – дело неблагодарное: путь в бизнесе, возраст, сферы интересов. - все разное. Однако, их объединяет факт отказа от «художественного»  и «милого» логотипа в пользу более абстрактного. У Nokia черно-белая рыбка превратилась сначала в круг, а затем – в слово.  У Apple – также монохромная добротная, хоть и переполненная смыслами гравюра – стала цветным яблоком.  Если в случае с финским брендом причина крылась в кардинальной смене деятельности компании, то Стив Джобс сотоварищи решились на крутые перемены из-за несоответствия логотипа как внешнему виду продукта, так и общей философии фирмы. 


« Назад

Версия для печати

Цитата:

Доналд Кэлн Доналд Кэлн
невролог, доктор наук, University of British Columbia

« Основная разница между эмоциями и разумом заключается в том, что результатом эмоций становится действие, а результатом мысли – логические выводы »

Другие цитаты

История:

Когда-то, несколько лет назад рядом с Санкт-Петербургом открылся магазин 'ИКЕА'. О нем мне рассказала одна моя знакомая, причем рассказывала она про него не как про мебельный магазин, а как про магазин, в котором есть чудесный кафетерий, где булочка с сосиской и газировка стоят 15 рублей, и газировки можно пить сколько хочешь. В ту пору я только начинала жить отдельно от родителей, денег было не очень много, и я решила съездить посмотреть на этот чудо-магазин. Сказать, что он поизвел на меня неизгладимое впечатление мало, я осталась в полном восторге. У меня появилось ощущение, что в городе наконец-то появился магазин мебели и аксессуаров с европейским подходом к производству и продаже мебели! Это позволило мне купить первый в моей жизни предмет мебели - большую кровать (которая, кстати, жива до сих пор). Ну и хот-дог с газировкой, конечно, тоже были очень вкусны. Прошло несколько лет, мебели, даже в съемной квартире, из 'Икеа' очень много, мы с мужем разделяем их ценности, нам нравится их дизайн, и в нашу квартиру, которая вот-вот будет нашей, мы приняли совместное решение покупать мебель только в 'Икеа'. Теперь ходим по залам уже двух магазинов (так как помимо 'Дыбенко' открылся магазин 'Парнас') и смотрим на интерьеры и находки дизайнеров не мечтательно-гипотетически, а вполне конкретно, иво-всю пользуемся программами-планировщиками, очень удобными для расчета стоимости и подбора аксессуаров в квартиру. Поэтому я надеюсь провести с 'Икеа' большую часть своей жизни!  

Читать еще

Письмо бренду:


Читать еще