Блог
06 марта 2017
Nokia: От рыбы к слову

Nokia: От рыбы к слову

Бренд Nokia любим россиянами. С 2008 по 2012 годы по данным исследования "Любимые бренды россиян" компании OMI, он стабильно входил в первую тройку (пьедестал!) двадцатки брендов, "любимых вне категорий", а в 2010 году даже был первым. Несмотря на то, что позиции компании идут вниз, бренд по-прежнему много значит для россиян. Четырнадцатое (якобы невысокое) место в «горячей двадцадке» в 2016 году не должно никого смущать. Ведь для компании, которая по большому счету меняет (и не в первый раз) направление деятельности, это – прекрасный результат.
Все мы знаем Nokia, как одного из известнейших производителей мобильных устройств. Для многих из нас знакомство с миром мобильной связи началось со знаменитой модели Nokia 3310. Были и другие, но первая любовь, как говорится, не забывается. Между тем, компания занималась технологиями отнюдь не всю свою более чем стопятидесятилетнюю историю. Смене направлений деятельности Nokia позавидовала бы любая российская «контора» родом из «лихих девяностых».

На фото: мобильный телефон Nokia 3310

Компания получила своё имя по названию одноименного города, который расположен в Финляндии на берегу реки Nokianvirta. Именно там, неподалеку от своего дома, основатель предприятия Фредрик Идестам в 1868 году построил свою бумажную фабрику. Род деятельности компании, кстати, никак не «читается» по логотипу. Зато на нем можно увидеть рыбу, которая, как говорят, была похожа на ту, что водилась в местной реке.  

Но жизнь шла вперед. XIX век - это время бурного развития техники. В бизнесе это отразилось слиянием компаний, занимавшихся смежными производствами. Вот пример. Открытие вулканизации резины в 40-х годах XIX века привело к появлению резиновой обуви, самой распространенной из которой были... галоши. Крупнейшей финской компанией, выпускавшей галоши была Finnish Rubber Works. Расширяясь, она присмотрела для слияния фабрику Nokia, стоявшую на реке. Впрочем, мы забегаем вперед.

 

На рубеже веков (забавно, но придется сказать каких – XX и XIX) у руководства компании возникают планы по расширению бизнеса до выработки электроэнергии и производства кабелей. Это, кстати, явилось причиной конфликта, из-за которого основатель Фредерик Идестам был вынужден отойти от управления  Nokia Ab. Планы были воплощены в жизнь и с 1902 года выработка электроэнергии стала одним из видов деятельности компании. А чуть раньше появился новый логотип в виде треугольника. 
 
Ну а потом, в 1922 году, когда Финляндия уже стала независимой страной (до 1918 она входила в состав Российской империи), Finnish Rubber Works  получила контроль над Nokia Ab и Finnish Cable Works (официально компании объединились в 1967 году). Посмотрите на логотип, котрый возник в 1965 году. Похоже на кабели, правда? Это не удивительно, ведь после второй мировой войны Nokia Group стала практически монополистом на финском рынке кабелей. 
Объединённая компания (мы говорим о событиях после 1967 года) имела пять основных видов деятельности: производство резиновых изделий (современная компания Nokian), кабелей и электроники, переработка древесины и выработка электроэнергии. С годами к ним добавилось несколько второстепенных, например, производство охотничьих ружей, пластиков и химических материалов. Не забывали в компании и о том с чего начинали – о бумаге. На фото можно видеть рулоны туалетной бумаги, произведенной в шестидесятые годы. Интересно, что логотип на упаковке – самый первый, с рыбкой. 
Каждое производство имело собственного директора, который отчитывался первому президенту Nokia Corporation, Бьёрну Вестерлунду. Как президент Finnish Cable Works он отвечал за создание и организацию в 1960 году первого отдела по электронике в компании, инвестируя в телекоммуникационное будущее Nokia.
Именно это направление спасло компанию в восмидесятые годы. Тогда Nokia попала в кризисное состояние, чему способствовал общий спад мировой экономики. Кризис был преодолён реструктуризацией бизнеса, отказом от большинства видов деятельности и фокусировкой на новых технологиях — в частности, развитием телекоммуникационного подразделения. Уже в девяностые был создан логотип, практически не отличимый от то, что мы знаем. На нем, собственно, мы видим название, написанное определенным шрифтом. 
Дальше пошла продукция, по которой мы, собственно,и знаем этот бренд. Упомянутая в начале статьи, культовая модель Nokia 3310, появилась на свет в четвертом квартале 2000 года. Кстати, в в феврале 2017 года была представлена обновлённая версия этой модели. Начиная с 2011 года компания начала сотрудничество с Microsoft и поползли слухи о ее продаже то одной фирме, то другой. Как результат – в салонах мобильной связи мы продукцию финского бренда особенно не видим. На данный момент (по данным Википедии) одно из основных направлений деятельности Nokia - это разработка следующего поколения стандартов для сетей подвижной связи 5G и их тестирование на сетях действующих операторов связи. Однако, быть уверенным в том, что будущее Nokia будет связано только с мобильной связью нельзя. Куда занесет компанию с полуторовековой историей, как говорится, «будем посмотреть». Пока можно лишь зафиксировать эволюцию логотипа – от забавного изображения рыбы, до написанного аскетичным шрифтом названия. 


« Назад

Версия для печати

Цитата:

Кевин Робертс Кевин Робертс
генеральный директор компании «Saatchi & Saatchi»

« В основе концепции Lovemarks лежат эмоциональные связи с потребителями. Связи, которые выше доводов разума и рассуждений о преимуществах продукта. Установить эти связи – значит выучить язык ощущений. И наша задача гораздо сложнее, чем просто добавить аромат, вкус, создать особую фактуру или увеличить размер продукта »

Другие цитаты

История:

Мой любимый бренд - Фольксваген. Я вожу автомобиль этой марки уже скоро 7 лет и все эти годы автомобиль не подводит - надежная "лошадь", а если и случаются отказы, то это скорее по моей вине - не было денег на своевременное обслуживание или что-то в этом роде... Вот собственно и вся моя история про любимый бренд. Правда короткая? В этом и состоит для меня главная её прелесть!

Читать еще

Письмо бренду:


Читать еще