Блог
25 февраля 2017
Разделенная Германия: Lufthansa и Interflug

Разделенная Германия: Lufthansa и Interflug

В категории «Авиакомпании» исследования «Любимые бренды россиян» господствуют отечественные компании. Лучший из «иностранцев» - это Lufthansa, авиаперевозчик из Германии, стабильно занимающий третье или четвертое места в своей категории. Однако сегодняшняя стабильность – это результат длинного и непростого пути, который прошла компания, и путь этот напрямую связан с историей Европы XX века. Мало кто знает, что в свое время компания Lufthansa в свое время разделила судьбу своей страны, а именно, была разделена, а одно и тоже название некоторое время использовалось двумя авиаперевозчиками, один из которых находился в ФРГ, а другой в ГДР. Впрочем, обо всем по порядку.

Авиакомпания Lufthansa была образована 6 января 1926 года в результате объединения транспортной группы Deutsche Aero Lloyd и авиапромышленного концерна Junkers Luftverkehr. Полностью название звучало так: Deutsche Lufthansa Aktiengesellschaft. Последнее слово в переводе означает - акционерное общество. В качестве фирменной символики новая корпорация взяла себе логотип с изображением журавля. Этот логотип, кстати, сохранился и поныне. Воздушный флот концерна изначально насчитывал 162 самолёта 18 различных типов, а первый трансконтинентальный перелет в Китай, совершенный лётчиками Lufthansa в этом же году, стал одним из ярчайших событий общественной жизни Германии.

В 1934 году авиакомпания открывает первую линию регулярных трансатлантических почтовых авиарейсов и объём авиаперевозок компании достигают рекордных для Европы масштабов. Стремительное развитие бизнеса было прервано войной. В 1939—1945 годах весь воздушный флот корпорации был мобилизован на выполнение военно-транспортных задач. Исключение составляли лишь малочисленные рейсы гражданского назначения в несколько европейских городов. Однако после Великой Отечественной войны и эти рейсы были прекращены, поскольку Lufthansa попала в «чёрный список» компаний, сотрудничавших с нацистским правительством. Возобновить свою деятельность немецкому авиаперевозчику удалось лишь спустя десять лет. Причем, это уже были две разные, никак не связанные друг с другом компании. Одна базировалась в Германии Западной, другая – в Восточной. Страна на тот момент уже была разделена, а название Lufthansa стало причиной многочисленных судебных тяжб между ГДР и ФРГ. Интересно, что при одинаковом названии, компании отнюдь не были близнецами. Западногерманская Lufthansa имела в своем парке Боинги, в то время, как тезка с Востока – только машины советского производства.
Так как восточногерманской Lufthansa был закрыт доступ в воздушное пространство капиталистических стран, включая посадку, в 1958 году власти ГДР создают как бы дочернюю компанию - Interflug, что в переводе означает – «международный полет».  Уже после возведения Берлинской стены, в сентябре 1963 года, восточногерманская Lufthansa была формально упразднена. Это означало, что западногерманский авиаперевозчик получил монополию на это название.

На фото: логотип компании Interflug 

Отказ от названия позволил социалистической авиакомпании существенно расширить географию своих полетов. На приведенных ниже схемах видно: если 1959 году самолеты Interflug совершают полеты лишь в страны «социалистического лагеря», то в 1973 году этой компанией можно было улететь во множество городов Западной Европы. 
 
 
 
 
Помимо некоторых заподноевропейских городов, Interflug совершал рейсы на Кубу, Вьетнам, страны Ближнего Востока и, конечно же – в столицы восточноевропейских государств. Довольно быстро компания приобрела популярность и на Западе. Дело в том, что в Interflug билеты стоили значительно дешевле, чем в Lufthansa или другой западной авиакомпании. Например, западные немцы могли сэкономить порядка 200 дойчмарок при поездке в Западный Берлин через восточноберлинский аэропорт Шенефельд. Ходил даже специальный автобус из аэропорта до КПП у Берлинской стены. Лететь, разумеется, надо было самолетом Interflug. Также дешевле (даже по сравнению с Аэрофлотом) стоили билеты и на другие направления. Например, можно было вылететь из Копенгагена, сделать пересадку в Шенефельде и дальше лететь в Вену. Вариантов было достаточно много. Идеология идеологией, а конкуренцию никто не отменял. 
 
Другими словами, компания стала как бы «лоукостером» (дословно – «низкая цена»): люди платили меньше, и но и получали меньше услуг. Впрочем, различия были не так уж велики. Главное из них заключалось в том, лететь надо было на советском Иле или Ту и пить в дороге напитки социалистического производства. Разница в ценах объяснялась разной стоимостью денег по обе стороны железного занавеса и невозможностью их конвертации. Словом, бизнес-модель могла демонстрировать свою эффективность только при сохранении этого условия. Кстати, для Interflug западные туристы были важной статьей дохода – ведь именно они приносили компании валюту. 
 
Восстановление единства Германии, произошедшее в 1990 году, подвело черту под существованием восточногерманской авиакомпании. В марте 1990 года Lufthansa стала владельцем 26% акций Interflug, а спустя небольшое время, эта доля составила уже 100%. Впрочем, достаточно скоро выяснилось, что восточногерманская компания приносит одни убытки. Согласно заявлению представителей Lufthansa, потери составляли порядка миллиона дойчмарок в неделю. Официально Interflug был ликвидирован 7 февраля 1991 года, а последний полет состоялся 30 апреля того же года. После ликвидации на работу в Lufthansa перешло порядка тысячи бывших работников восточногерманской компании, что составило примерно 30% от всего персонала.  
 
Избавившись от убыточного актива, Lufthansa продолжила набирать обороты. Между тем, «лоукост» как формат недорогих авиаперевозок пришел на европейский рынок именно в девяностые годы. До этого такое понятие существовало лишь в США. Сегодня в составе многих крупных авиаконцернов есть собственные лоукостеры. Есть они и у Люфтганзы – это бюджетная компания Germanwings, позднее переименованная в Eurowings. Интересно, что один из пересадочных пунктов этой компании находится в Шенефельде – бывшем главном аэропорте ГДР. Правда, ни под старым, ни под новым названием, немецкий лоукостер в TOP-10 любимых брендов россиян не попал. В отличие от российского лоукостера «Победа» (входит в состав ГК «Аэрофлот»), занявшего в 2016 году довольно почетную восьмую позицию в категории «Авиакомпании» исследования «Любимые бренды россиян». 
 


« Назад

Версия для печати