Блог
13 февраля 2017
Первым делом самолеты?

Первым делом самолеты?

 Компания BMW в 2016 году вновь вернулась в спискок любимых брендов россиян. В этом году она заняла восемнадцатое место, так же ,как и два года назад. Что же касается категории «Автомобили», то в ней BMW главенствует начиная с 2011 года. Причины популярности бренда самые разные, но одна из них налицо. Это - удачный логотип, который присутствует в жизни компании (практически не меняясь) ровно сто лет. Значение эмблемы всегда было предметом споров специалистов.

Компания Bayerische Motoren Werke AG ("Баварские моторные заводы") возникла в 1916 году в Мюнхене при слиянии двух небольших предприятий — Rapp-Flugmotoren Werke и Otto-Werke, производивших с 1913 года авиадвигатели. С началом Первой мировой войны количество заказов на на этот «продукт» резко увеличилось, и компании решили объединиться.
Первоначально, в момент своего юридического образования в 1917 году «Баварские моторные заводы» (BMW) унаследовали логотип одной из своих составных частей, а именно компании Карла Раппа. Кстати, этот знак немного напоминает эмблему Ферарри. Однако вскоре после создания BMW логотип был изменен. Новый вариант оказался удачным, во всяком случае, до наших дней он дошел, практически, в неизменном виде. В чем разница и что символизирует новый логотип?
Поскольку Рапп переросла в BMW, то последняя взяла на себя все сегменты бизнеса, и компания захотела чтобы логотип был ориентирован на эмблему Рапп. Как видно на этом примере, Рапп использовал черного коня в качестве символа на своей эмблеме. BMW выбрала символом баварские национальные цвета, но буквы расположила точно как у Рапп. Поэтому можно очень хорошо представить, как был разработан логотип BMW. Стилизация элемента из герба Баварии, которая была, собственно, родиной компании, была довольно логичным ходом. На фото приведен так называемый «малый герб», который изображался в центральной части «большого герба» в окружении геральдических животных. 
Символика герба восходит к XIII веку. Первоначально это был герб графов фон Богенов, живших под Регенсбургом до 1242 года, затем род пресекся, а герб перешел к их родственникам – Виттельсбахам. Это были настолько влиятельные люди, что их герб впоследствии стал символом всей Баварии. Кстати, фирменная баварская «клетка» присутствует также и в символике главного футбольного клуба этого региона - Bayern. 
Баварские символы были бы достаточно простым объяснением новой эмблемы компании, ведь достаточно долго существовала и другая версия происхождения знаменитого логотипа. Дело в том, что логотип BMW достаточно сильно напоминает вращающийся пропеллер. Компания изначально производила авиадвигатели и было бы вполне логично изобразить нечто, связанное с ее деятельностью фирмы.
Конечно, после первой мировой войны по Версальскому договору (он был подписан два года спустя после создания лого) Германии было запрещено производить самолеты и компания принялась осваивать новые горизонты. Именно после войны  Otto-Werke закрыла свою фабрику по производству самолетов, а BMW перешла на производство тормозов для поездов. Потом, в 1923 году, был выпущен первый мотоцикл BMW.
Однако, заниматься производством авиадвигателей нынешний автомобильный гигант в двадцатых годах не переставал заниматься практически никогда. Так, по данным из Википедии: «В 1924 году состоялся первый межконтинентальный полёт в Персию на самолёте, оснащённом двигателями BMW», «В 1926 году гидросамолёт Rohrbach Ro VII с двигателями BMW VI устанавливает пять мировых рекордов», «1927 год. В этом году было установлено 87 мировых рекордов в авиации. 29 из них — на самолётах с двигателями BMW». Неудивительно, что в 1929 (кстати именно в этом году был выпущен первый автомобиль) году появилась обложка журнала «BMW Flugmotoren-Nachrichten» (Новости авиадвигателей BMW), на которой лого компании «вписано» в изображение пропеллера. С того момента логотип в маркетинговых целях начинает трактоваться как самолётный винт на фоне голубого неба. По крайней мере так пишет  Википедия. 
Вот еще один подобный фотомонтаж, сделанный для статьи Вильгельма Фаренкопфа в 1942 году.
Сама компания наотрез отказывается от такого трактования собственного логотипа, называя его мифом и настаивает на «баварском варианте». В статье историка Флориана Трибеля (Dr. Florian Triebel) указывается на то, что подобные монтажи создавались исключительно в целях продвижения самих моторов. А удачная картинка в дальнейшем «хорошо разошлась», чем спровоцировала на долгие десятилетия появление этого живучего мифа.
Как все было на самом деле мы конечно знать не можем. Да – логотип BMW такой же формы, что и эмблема предшественника Rapp-Flugmotoren Werke, да – цвета действительно баварские. Однако, символ компании смотрится в виде пропеллера действительно красиво, а на момент создания лого, BMW занималась именно авиационными двигателями. Вполне возможно рисунок действительно был навеян пропеллером, а эскиз «пошел в дело» двенадцать лет спустя.
Ну, а на этом видео можно посмотреть официальную историю логотипа BMW (внимание: английский язык)


« Назад

Версия для печати