Блог
17 января 2017
Остаться в живых

Остаться в живых

 Существуют такие бренды доперестроечного периода, которые и в новое время не только не затерялись, но регулярно оказываются на первых строчках рейтинга OMI «Любимые бренды россиян». Все мы знаем Сбербанк, Аэрофлот, Комсомольскую правду, Росгосстрах. В категории «Журналы» к этому ряду можно отнести «За рулем» и «Вокруг света». Они, хоть и были вытеснены в нижнюю половину TOP-10, но удерживаются там стабильно. В 2016 году упомянутые издания заняли седьмое и десятое места, соответственно. Как им это удается?

Для того, чтобы понять как известнейшим изданиям советского времени «За рулем» и «Вокруг света» удалось выжить в новых обстоятельствах, надо вспомнить, а какие журналы вообще были любимы советскими людьми до перестройки. Именно любимы.  

Кто не помнит домашнюю обстановку типичного советского интеллигента той эпохи? В гостинной (если имелась собственная квартира) на журнальном столике (опять же – если могли себе позволить) всегда можно было увидеть аккуратную стопку журналов. Если у героя была возможность выехать за границу, то это были преимущественно западные журналы, если нет – на видном месте красовались журналы «Англия» и «Америка». Именно из этих правительственных, заметим, изданий можно было узнать о жизни на западе, что называется, из первых рук и безо всяких купюр. Ну, так считалось. Эти русскоязычные (что важно!) журналы издавались абсолютно законно и теоретически на них можно было оформить подписку или попросту купить в киоске «Союзпечати». Но это легко сказать – купить! На деле все обстояло сложнее – «достать Америку или Англию», а также западногерманский «Гутен Таг» можно было только по большому блату. Именно поэтому, когда к нашему воображаемому интеллигенту приходили гости – гостиная на некоторое время сразу превращалась в избу-читальню.
У интеллигента с претензиями (читай – нонконформиста) на видном месте, как правило, находился культовый в те времена журнал «Химия и Жизнь».
Почему культовый? Неужели все в то время так одержимо интересовались химией? Кто-то интересовался, но дело было совсем в другом. Химия, конечно, наука интересная, однако, притягивающим магнитом была не она. Этот созданный в 1965 году научно-популярный журнал сразу полюбился читателям за легкий и ироничный стиль изложения.
Успехом журнал обязан также иллюстрациям. С первого номера статьи в журнале публиковались выдающиеся, хотя и не признанные таковыми официально художники. Сегодня многие из них стали знаменитостями, а некоторые и лауреатами престижных премий. Это - Дмитрий Леон, Гариф Басыров, Юрий Ващенко, Михаил Златковский, Владимир Любаров, Леонид Тишков, Александр Лебединский, Сергей Тюнин и Виктор Пивоваров. Кстати, в те времена многие художники-нонконформисты не имели возможность не только выставлять, но и продавать (можно и наоборот) свои работы – приходилось «жить иллюстрацией».
Тот же Виктор Пивоваров, в компании Эдуарда Гороховского, Евгения Митты и, в дальнейшем, пожалуй, самого успешного российского художника Ильи Кабакова участвовал в художественном оформлении детского журнала «Веселые картинки». Кстати, этото было единственное издание в СССР,  которое никогда не подвергалось цензурным санкциям. Также только в «Веселых картинках» никогда публиковались обязательные для прессы извещения о смене руководителей советского государства. Попробуй не полюби такой журнал!
Помимо качественных тематических статей еще одной важной «фишкой»  «Химии и Жизни» стали тексты знаменитых писателей.  Тут печатались рассказы Рея Бредбери и других классиков «фантастического жанра», что по тем временам было довольно значимо для интеллигентных людей – достать хорошую книгу зачастую можно было лишь в библиотеке. Кстати, именно в «Химии и Жизни» были впервые опубликованы стихи Владимира Высоцкого. К фантастике или к химии они конечно же отношения не имели – просто в редакции работали культурные люди.
В старейшем российском журнале «Вокруг света», как и в «Химии и Жизни» особое внимание отдавалось художественным произведениям. Впрочем, не сразу. Первый номер, вышедший в 1861 году имел подзаголовок: "Журнал землеведения, естественных наук, изобретений и наблюдений".
Речь шла об географических экспедициях и открытиях, которые стали трендом того времени.
В ранее советское время (журнал начал вновь издаваться с 1928 года) на страницах предсказуемо появилась политика. Читаем подзаголовок выпуска от 6 сентября 1928 года: «Свои фашисты имеются и в Португалии, где они творят суд и расправу над своими противниками обычно в ночную пору». Впрочем, рассказы о происках врагов за рубежом занимали примерно лишь половину журнала. Оставшаяся же часть была посвящена кругосветным экспедициям и предсказаниям будущего в контексте научно-технического прогресса. Например, в том же выпуске от 1928 года можно прочесть очерк о 2000 годе.
Пик популярности «Вокруг света» пришелся на шестидесятые-восьмидесятые годы XX века. Тогда журнал много рассказывал о жизни в далеких странах, в том числе и западноевропейских, что для большинства читателей было весьма актуально. Побывать за границей удавалось лишь избранным. Также важен был и язык – в журнале почти отсутствовали советские штампы, а если дело касалось идеологии, то удавалось обходиться лишь необходимым минимумом. В своем роде он занимал ту же нишу, что и упомянутые выше «Англия» и «Америка», однако, был не в пример (хотя тоже не без проблем) доступнее.
Как уже говорилось, в «Вокруг света» публиковались тексты знаменитых писателей. Рей Бредбери,  Антуан де Сент Экзюпери, Агата Кристи, Френсис Скотт Фицджеральд, Теннеси Уильямс – это лишь малая часть списка. Именно в "Вокруг света" впервые на русском языке был опубликован культовый роман Уильяма Голдинга "Повелитель мух". В сочетании с информацией о западных странах – не стать успешным журнал попросту не мог. В семидесятые годы ХХ века его тираж достигал 2,5 миллиона экземпляров и при этом купить его было не так-то просто. Кстати, на обложке № 9, 1966 года именно здесь впервые среди советских журналов появилась как символ свободы фотография обнажённой женской груди — изображение девушек во время празднества в Сьерра-Леоне.  
Все поменялось с развалом СССР. Тогда права на издание перешли к редакции и журналистскому коллективу, однако развить предпринимательскую деятельность не удалось. Тираж упал, издание оказалось на грани разорения и было приобретено (по частям, путём покупки акций) главой рекламного гиганта «Видео Интернешнл» Сергеем Васильевым. В 1999 году выпуск издания под брендом "Вокруг света" временно прекратился, а прежняя редакция стала делать журнал под названием "Путешествие вокруг света". Под прежним названием журнал стал выходить в 2001 году. Его главным редактором, по сути, стал Васильев. По его собственному признанию он занимался «Вокруг света» из-за подростковой любви к изданию и особой прибыли не имел. Дизайн журнала и логотипа стали более современными и издание начало догонять рынок окрепшего российского глянца. В 2010 году изданию вернули прежний советский логотип, стали развиваться сопутствующие проекты.
В наши дни на российском журнальном рынке не видно ни «Англии», ни «Америки», ни «Гутен Таг». Все они естественным образом прекратили существование в первой половине девяностых: границы открылись, люди смогли своими глазами увидеть ту самую «Америку, в которой я не буду никогда». «Химия и Жизнь» и «Веселые картинки» не изменили своему стилю и выжили, хотя тиражи их уже не те. Тематика и стиль  изданий практически не поменялся. «Химию и Жизнь» по-прежнему оформляют талантливые художники, пусть и не такие звездные (хотя, кто знает будущее), а «Веселые картинки» как и раньше – далеки от политики. Возможная причина по которой эти издания не попали в топ-десять любимых брендов россиян – эти журналы не стали «глянцом». А вот «За рулем» и «Вокруг света» сделали на рубеже нулевых шаг именно в этом направлении. Также немалую роль сыграли многочисленные интернет-проекты, реализуемые этими изданиями.  


« Назад

Версия для печати

Цитата:

Кевин Робертс Кевин Робертс
генеральный директор компании «Saatchi & Saatchi»

« В основе концепции Lovemarks лежат эмоциональные связи с потребителями. Связи, которые выше доводов разума и рассуждений о преимуществах продукта. Установить эти связи – значит выучить язык ощущений. И наша задача гораздо сложнее, чем просто добавить аромат, вкус, создать особую фактуру или увеличить размер продукта »

Другие цитаты

История:

Моя любимая линия духов - Dolce and Gabanna. На этот Новый год я подарила духи этой марки своему мужу,  и теперь с этим ароматом у меня ассоциируется исключительно он. И каждый раз,  когда я чувствую привычный запах,  где бы я ни была,  я улыбаюсь и радуюсь нахлынувшим воспоминаниям.

Читать еще

Письмо бренду:


Читать еще