Год основания: 1975
Показатели деятельности
|
Чистые продажи
|
Операционный доход
|
Чистая прибыль
|
Стоимость активов
|
Собственный капитал
|
Число работников
|
|
Net sales
|
Operating income, EBIT
|
Net profit
|
Total assets
|
Total equity
|
|
|
€, млрд
|
€, млрд
|
€, млрд
|
€, млрд
|
€, млрд
|
тыс. чел.
|
2012
|
15,946
|
3,117
|
2,367
|
12,890
|
8,482
|
120,314
|
2013
|
16,724
|
3,071
|
2,382
|
13,756
|
9,278
|
128,313
|
2014
|
18,117
|
3,198
|
2,510
|
15,377
|
10,468
|
137,054
|
2015
|
20,900
|
3,677
|
2,875
|
17,357
|
11,451
|
152,854
|
2016 | 23,311 | 4,021 | 3,157 | 19,621 | 12,751 | 162,450 |
2017 | 25,336 | 4,314 | 3,368 | 20,231 | 13,522 | 171,839 |
2018 | 26,145 | 4,357 | 3,444 | 21,684 | 14,682 | 174,386 |
2019 | 28,286 | 4,772 | 3,639 | 28,391 | 14,949 | 176,611 |
2020 | 20,402 | 1,507 | 1,106 | 26,418 | 14,550 | 144,116 |
2021 | 27,716 | 4,282 | 3,243 | 28,945 | 15,759 | 165,042 |
2022 | 32,569 | 5,520 | 4,130 | 28,983 | 17,033 | 164,997 |
|
Объем продаж
|
Доля бренда в обороте материнской компании
|
Число фирменных магазинов в мире
|
Число фирменных магазинов в России
|
|
€, млрд
|
%
|
|
|
2012
|
10,541
|
66,11
|
|
|
2013
|
10,804
|
64,6
|
|
|
2014
|
11,594
|
|
2017
|
88
|
2015
|
13,628
|
65
|
2162
|
91
|
2016 | 15,394 | 2213 | ||
2017 | 16,620 | 65,59 | 2251 | 98 |
2018 | 18,021 | 68,92 | 2256 | |
2019 | 19,564 | 69,2 | 2862 | 100 |
2020 | 14,129 | 2653 | 85 | |
2021 | 19,586 | 2489 | 86 | |
2022 | 23,761 | 2312 | - |
Год
|
Interbrand, $млрд
|
Millward Brown Optimor, $млрд
|
Brand Finance, $млрд
|
2014
|
12,126
|
23,140
|
7,317
|
2015 | 14,031 | 22,036 | 8,622 |
2016 | 16,766 | 25,221 | н\д |
2017 | 18,573 | 25,135 | 14,399 |
2018 | 17,712 | 26,860 | 17,453 |
2019 | 17,175 | 22,581 | 18,424 |
2020 | 14,862 | 21,286 | н\д |
2021 | 13,503 | 21,382 | н\д |
2022 | 14,958 | 25,400 | н\д |
2023 | 18,395 | н\д |
Читать дальше
Число фирменных магазинов Inditex в России: 558 (2019)
Количество работников Indetex в России: 10 365 (2018), 10 696 (2019)
История компании
Торговая марка Zara создана испанским бизнесменом Амансио Ортега (Amancio Ortega) в 1975 году. Именно тогда на центральной улице испанского города Ла-Корунья появился первый фирменный магазин. В нем были представлены модели-двойники известных модных домов по низким ценам.
Новая марка была основана на революционной в то время бизнес-модели Fast Fashion, т.е. «быстрой моды». Основное отличие в том, что последние, т.е. самые модные, образцы одежды появлялись в магазинах не через полгода в лучшем случае), а через несколько недель после того, как они были нарисованы дизайнером. Но это в теории. Осуществить это на практике оказалось не так непросто. Во всяком случае, около 10 лет марку Zara можно было считать «экспериментальной». Она существовала, число магазинов в Испании постепенно росло, но бизнес рос совсем не так, как хотелось бы его творцу.
Читать дальшеПроблема заключалась в том, что попытка предугадать вкусы и предпочтения потребителей влекла за собой риск остаться с нераспроданным товаром. Это ограничивало производителей и дистрибьюторов: не более 2-3 коллекций в год, дальше начинались проблемы. Но для реализации концепции Fast Fashion нужно было менять товар на порядок быстрее. Ортега искал путь вырваться из этой «схемы дизайна-распространения» создавая, как он говорил, «мгновенную моду», которая дала бы ему возможность быстро реагировать на изменения вкусов потребителей и новых появившихся трендов. Решение пришло после того, как в 1984 году в команде Zara появился Хосе Мария Кастейяно (Jose Maria Castellano). Специалист по информационным технологиям, Кастейяно приступил к разработке новой схемы создания и распространения модной одежды.
Онлайн продажи
В 2010 году Gap впервые открыла интернет-магазин за пределами США. Компания собиралась начать онлайн-продажи в 65 странах, включая даже несколько стран, где нет оффлайновых магазинов сети. Тогда же, в 2010 году конкурент Zara - шведская Hennes & Mauritz AB (H&M) также открыла онлайн-представительства в восьми европейских странах.
Читать дальшеПрежде всего, Zara начала развивать интернет-торговлю в шести странах, которые приносят ей 40% дохода: в Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании и Португалии. При этом число поклонников марки в соцсетях быстро растет. По данным на середину августа 2010 года у Zara было 4,3 млн фанатов на Facebook, а в октябре 2012 – уже 15 млн. Для сравнения: у H&M в те же периоды было 3,2 млн и 12,5 млн фанатов на Facebook, а у Gap — 0,6 млн и 2,7 млн, соответственно.
Zara в России
В России Inditex появилась в 2002 г., когда продала компании Stockmann лицензию на открытие магазинов Zara (костюм стоил тогда в среднем $100-300). В 2003 г. Inditex обзавелась еще одним франчайзи в России — компания Arts Group (марки Mango, Promod, Jennyfer, Castro, It+) приобрела лицензию на молодежные магазины Pull & Bear (джинсы от $50). Франчайзинговый договор со Stockmann должен был действовать до 2010 г., но в 2006 году финская компания объявила о продаже сети Zara франчайзеру. Газета «Ведомости» процитировала тогда пресс-секретаря Inditex Рауля Эстрадера: «Компания предпочитает использовать франчайзинг только на небольших рынках, где ей требуется надежный партнер». Мировая практика компании Inditex такова: около 90% - собственные магазины, остальное - франшиза. Но, конечно, это лишь общие "глобальные" цифры, отклонения от них на локальном уровне есть и будут. Сегодня (2013 год) политика Zara в России - только собственные магазины.
В середине 2012 года в России было 70 магазинов Zara (для сравнения - в США - 44 магазина).
В июле 2013 года Zara запустила онлайн-магазин в России.
Читать дальше15 марта 2018 года сеть магазинов одежды Zara объявила о внедрении дополненной реальности (AR) в рекламных целях. Инновационное применение данной технологии в ряде магазинов позволит клиентам, установившим специальное приложение на смартфон, «оживить» манекены, выставленные в витринах.
Интересные факты
Летом 2007 года Zara была втянута в разбирательство, когда одна из моделей сумок, которую они поставили для продажи в свои магазины, была украшена свастикой. В итоге, эта модель была очень быстро снята с производства. Но беда не приходит одна, и через несколько недель после этого происшествия случилась еще одно. В сентябре того же 2007 года Zara запустила в продажу в своих магазинах в Великобритании майки, украшенные «телепузиками», за что впоследствии пришлось заплатить штраф офису телекомпании BBC в Великобритании. Также компания "отметилась" и другими скандалами. 16 августа 2011 Бразильское телевизионное шоу «A Liga» обвинило компанию в использовании рабского труда. На следующий день Главное региональное управление труда и занятости Сан-Пауло, Бразилия, закрыло завод, который производил вещи для бренда за плохие условия труда.
Читать дальше
В июне 2010 года киберсквоттеры проиграли Zara. Коллегия судей Высшего арбитражного суда согласилась c передачей «Индитекс С. А.» (бренд Zara) пяти доменов в зоне .ru, обыгрывающих в названии товарный знак компании. Решение мотивировано тем, что прежний владелец сайтов рекламировал на них услуги по продвижению магазинов розничной торговли под маркой ZaraZara. Именно это и стало главным условием победы: в случаях, когда сайт не использовался для обмана покупателей, в требованиях правообладателям обычно отказывают.
Источники: Википедия, БрендОбзор (wikitopbrand.com)
Источники
Meduza, Википедия, РБК, сайт компании
Истории любви
Мне очень запомнилось первое посещение магазина Zara, который в то время открылся в нашем городе. Это было накануне моего выпускного вечера, и в этом магазине я купила именно такое платье, о котором давно мечтала!