В 2017 году продажи компании IDS Borjomi International составили около 1,5 млрд л. В том же году Forbes оценивали 100% IDS Borjomi примерно в $500 млн.
Специалисты Nielsen подсчитали, что за период с сентября 2017 года по август 2018-го продажи «Святого источника» выросли на 35% в объемном и на 36% в денежном выражении, чему способствовала более привлекательная цена, чем у конкурентов.
Владелец IDS Borjomi International «Альфа-Групп» не имеет единого юридического оформления. Оборот в 2010 году стоставил $11,9 млрд, а чистая прибыль $2,8 млрд. Альфа-банк через несколько компаний контролируется ABH Holdings S.A., зарегистрированной в Люксембурге.
Структура "Альфа-групп" владеет контрольным пакетом IDS Borjomi International (55,8%), который приобрела у наследников грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили в 2013 году.
Минеральную воду под брендом "Святой источник" начали продавать в 1994 году. Это был один из первых и самых успешных российских производителей бутилированной воды - сравнительного нового для России рынка. "Святой источник" разливали в Костроме из трех скважин на окраине города. Особенностью маркетинговой стратегии бренда было то, что товар был одобрен Русской православной церковью, о чем покупателей извещала надпись на бутылке - "Бутилирована по благословению Святейшего Патриарха".
В 2002 году компания, которая занималась производством "Святого источника" и доставкой питьевой воды, была куплена корпорацией Nestle за $50 млн. Специалисты швейцарской компании решили видоизменить бренд: поменяли дизайн бутылки, убрали "благословляющую" надпись. Изменения на пользу не пошли.
Как свидетельствали данные "Комкона", с 2002 года бренд "Святой источник" терял свою популярность, пишет "Коммерсант".. Так, в 2002 году марку знали 47% всех потребителей минеральной воды, в 2008-м - только 37%. Лояльными потребителями "Святого источника" (чаще всего пьют именно эту марку) семь лет назад себя называли 10,5% респондентов, сейчас - только 5,9%. При этом число потребителей конкурирующих брендов - Aqua Minerale, BonAqua, "Ессентуки" - все эти годы, наоборот, росло. По объемам производства "Святой источник" в 2008 году занимал всего 2% рынка (оценка ACNielsen).
В 2009 году IDS Group (владелец IDS Borjomi) приобретет у Nestle Waters 100 процентов акций костромского ООО "Аква Стар", производителя "Святого источника".
В 2013 году «Альфа-групп», купила контрольную долю в одном из крупнейших производителей воды IDS Borjomi у фонда Бориса Березовского и наследников Бадри Патаркацишвили.
Первый завод компании - «Аква Стар» - был впервые сертифицирован SGS (группа SGS является мировым лидером на рынке контроля, экспертизы, испытаний и сертификации) на соответствие стандарту ISO 22000 в 2009 году.
Липецкий завод «Эдельвейс Л» впервые получил сертификат SGS в 2016 году. С тех пор эксперты SGS на ежегодной основе проводят аудиты предприятий. Можно уверенно говорить, что соответствие международным стандартам и подтверждение этого соответствия наиболее авторитетным органом по сертификации - одна из составляющих успеха нашей компании на рынке.
IDS Borjomi International — международная компания с офисами в 5 странах мира, экспортирующая свою продукцию в более чем 40 стран. Сегодня компания объединяет: грузинскую IDS Borjomi Georgia, украинскую IDS Borjomi Ukraine, российскую IDS Borjomi Russia, белорусскую IDS Borjomi Belarus, а также представительский офис IDS Borjomi Europe (г. Вильнюс, Литва). Компании принадлежит 8 разливочных заводов в РФ, Украине и Грузии. В компании работают около 7 тыс. cотрудников.
В 2019 г. компания начала строительство крупнейшего в Восточной Европе
завода по производству минеральной воды «Святой Источник» в Подмосковье.
В 2020 г. компания запустила производство новых функциональных напитков
и напитков со вкусом и ароматом на основе брендов «Святой Источник» и
«Моршинская», а также впервые за 130 лет существования бренда «Боржоми»
представила новую инновационную линейку напитков на основе минеральной
воды «Боржоми» со вкусами ягод, трав и фруктов.
В феврале 2022 года, сразу после начала военной спецоперации России на Украине, западные страны ввели санкции, которые затронули основателя «Альфа-Групп» Михаила Фридмана. После этого с поставками «Боржоми» на европейские рынки начались сложности. Ситуация усугублялась ограниченным доступом к банковским счетам — компания лишилась возможности получать валютную выручку и рассчитываться с кредиторами. В конце апреля заводу по производству минеральной воды пришлось остановить производство.
В апреле стало известно, что крупный производитель минеральной воды IDS Borjomi, 60% которого владеет структура «Альфа-групп», останавливает разлив бренда Borjomi на грузинских заводах. Подразделение компании в стране отметило сложности с финансированием и сбытом, но надеется на скорое разрешение ситуации. В России IDS Borjomi занимает 12% рынка воды, а более 70% продаж приходится на бренд «Святой источник».
31 мая счета «Боржоми» были заморожены, производство остановилось, а 80% экспорта стало невозможным. Ситуация обострилась до предела: протестующие работники предприятия пообещали устроить митинги в Тбилиси. После этого производитель предложил передать правительству Грузии часть акций, чтобы пакет «Альфа-Групп» перестал быть контрольным.
В июне 2022 года «Альфа-Групп» стала миноритарным акционером IDS Borjomi с долей 49,99%, передав 7,73% акций правительству Грузии. Изменение в структуре акционеров поспособствовало снятию ограничений и восстановлению операционной деятельности компании и работы заводов в обычном режиме, банковские счета в Грузии были разблокированы
В ноябре 2022 года стало известно о том, что завод «Святой источник», выпускающий бутилированную воду в Дмитровском г. о. Подмосковья, удвоит свои производственные мощности. Планы по развитию завода были обнародованы в рамках визита на предприятие губернатора Московской области Андрея Воробьева.
История бренда
В 2004 году в производство была выпущена новая бутылка с обновленным дизайном.
В 2016 году бренд «Святой Источник» кардинально обновил дизайн всей линейки и второй год подряд становится лидером в категории бутилированных вод на российском рынке.
Сотрудничество IDS Borjomi Russia и компании Disney в России началось в апреле 2017 года с выпуска бутылочек с героями фильма «Холодное сердце», персонажами легендарной саги Звёздные Войны и супергероями MARVEL. Кроме того, «Святой Источник» выпускает бутылочки воды с персонажами фильмов «Тачки», «Последний богатырь», «Винни и его друзья» и Принцессами Disney на этикетке.
В 2019 году «Святой Источник» отмечает 25-летний юбилей и представляет редизайн бренда. Бренд следует мировым трендам - на новой упаковке название будет на кириллице - «Святой Источник», а также на латинице - «Saint Spring».
Дизайн-концепция включает в себя минимум элементов, каждый из которых самодостаточен и выразителен. «Призывая потребителя меняться к лучшему, меняется и сам бренд. Как лидер рынка мы не просто стараемся быть актуальными, но и формируем тренды, как формируем привычку регулярно пить воду», — поделилась Татьяна Сырцева, директор по маркетингу IDS Borjomi Russia.
В феврале 2019 года IDS Borjomi Russia запустил новый digital-спецпроект про важность соблюдения питьевого режима с участием Сергея Шнурова.
На видео: Сергей Шнуров в рекламе Святой Источник - 3 по 0,5
Диджитал-кампания состоит из нескольких ключевых элементов: видеоролика, транслируемого в YouTube и ВКонтакте, и диджитал-активаций, включающих интерактивный тест и челлендж в сети Instagram. Так, вместе с ярким видеороликом, в социальных сетях будет запущен брендированный тест «Шнурометр», для прохождения которого пользователи должны будут ответить на вопросы о своем образе жизни. В зависимости от ответов участнику теста присваивается один из образов Сергея Шнурова, характерных для него в конкретный период жизни и пользователь получит рекомендации, как с помощью простых шагов «всего 3 по 0.5 каждый̆ день» подняться по шкале вверх.
Источники
Состав, сайт компании, сайт IDS Borjomi, Википедия, Ведомости