Главная Бренды НАПИТКИ ИЗ ЧЕРНОГОЛОВКИ

 Название бренда: Напитки из Черноголовки

Слоган: Пейте без остановки «Напитки из Черноголовки!
Отрасль: Снеки и напитки
Продукция: Безалкогольные напитки
Компания-владелец: ОСТ (группа компаний), с 2009 Аквалайф
Год основания: 1998
Штаб-квартира: Россия

Финансовые показатели

 

Финансовые показатели «Аквалайф Ресурс» по данным РБК
Год
Выручка
Прибыль
 
Млн руб
Млн руб
2021
38,56
31,21
2022
51,82
28,84
2023
38,56
9,82

 

По данным Statista, сегодня объем рынка безалкогольных напитков оценивается в $8,8 млрд. Доля «Черноголовки» составляет, по собственным оценкам компании, 8,5%, 39% рынка держит Coca-Cola, 22% — Pepsi.

 
«Черноголовка» выпускает продукцию под 20 брендами на восьми собственных предприятиях в Московской области, Краснодарском крае, Барнауле, Оренбурге, Новосибирске и Нуравшоне (Узбекистан). Общий объем производства — 500 млн л в год.
 
По итогам 2021 года выручка компании выросла на 50% — до 13,7 млрд рублей, EBITDA составила 15% от выручки. «По объему продаж и выручке в России мы были больше всех среди российских производителей напитков, но меньше наших интернациональных конкурентов — Coca-Cola и PepsiCo», — говорит Наталия Сахнина. В конце 1990-х она выводила на рынок сок «Добрый» (принадлежал компании «Мултон», впоследствии ставшей частью «Coca-Cola HBC Россия»), в 2009 года Сахнина возглавила направление напитков в «Вимм-Билль-Данн» (часть PepsiCo), затем работала в компании-производителе детского питания «Прогресс». «Черноголовку» она возглавила в 2020 году.

 

Читать дальше

 Флагманское предприятие находится в городе Черноголовка Московской области, на территории уникальной экологической зоны. Там производят напитки и воду. В этой географической точке находится и второй завод — по изготовлению снеков. На предприятии в Барнауле осуществляется выпуск кондитерских изделий, в Старой Руссе — детского питания, а в Оренбурге — воды. Производством лимонадов и других безалкогольных напитков занимаются заводы в станице Северской Краснодарского края, в Новосибирске и городе Нурафшан в Узбекистане. Отдельно на производстве снеков специализируется предприятие в Электростали.

В 2023 году к этому списку добавились современные заводы компании "Любятово", которая вошла в состав группы компаний "Черноголовка". На производственных площадках "Любятово" в Воронеже, Пскове и Вязьме производится большой ассортимент печенья, готовых завтраков и соленых снеков.
 
Эти 14 предприятий производят продукцию, поставляемую во все регионы страны и СНГ, а также экспортируемую в 26 стран по всему миру.

История компании

 История крупнейшего национального производителя безалкогольных напитков началась с водки. В 1995 году в небольшом подмосковном городе Черноголовка предприниматель из Ногинска Владимир Пекарев (ныне депутат Московской областной думы) построил водочный завод «ОСТ-Алко», который выпускал в том числе популярную в 1990-е марку «Смирновъ». Через три года работы на алкогольном рынке, осенью 1998-го, бизнесмен создал предприятие по производству безалкогольных напитков «ОСТ-Аква».

Читать дальше

 Пекарев начал выпускать напитки под советскими брендами «Тархун», «Байкал», «Дюшес», «Ситро», «Саяны», «Колокольчик», а также минеральную воду «Черноголовская». Лимонады «как в детстве» должны были стать альтернативой коле. «Владимир Янович Пекарев — человек патриотичный, он враг всего сомнительного иностранного. А старых советских напитков на рынке не было», — рассказывал в 2008 году директор по маркетингу и стратегическому планированию «ОСТ-Аква» Александр Анфиногенов. К началу нулевых компания Пекарева стала крупнейшим в московском регионе производителем лимонадов.

 
В 2010 году стало известно о покупке алкогольных активов Пекарева кабардинской группой «Риал». Тогда предприниматель уточнял, что «больше не имеет отношения к бизнесу «ОСТ-Алко», но сумму сделки не озвучивал. По словам участников рынка, она и вовсе была безденежной из-за долгов компании в размере более 2,5 млрд рублей (компания была должна и самому «Риалу» за поставки спирта). 
 
Доля Владимира Пекарева в ОСТ была оформлена на его жену Ларису, партнером семьи по бизнесу. Как писал «Коммерсант», к 2009 году 60,78% «ОСТ-Аква» принадлежало Пекаревым, 39,22% — Игорю Брынцалову. Это племянник Владимира Брынцалова, основателя компании «Ферейн» и «Брынцалов-А», производивших лекарства (компании обвиняли в продаже фальсифицированных препаратов) и водки, названной в честь себя.
 
По данным «СПАРК-Интерфакс», сейчас права на несколько десятков товарных знаков напитков из Черноголовки принадлежат ООО «ПК «АКВАЛАЙФ». Через цепочку юрлиц компания принадлежит АО «Восток-девелопмент», которая по данным на 2016 год была в собственности у Александра Горнова. Доля в 0,01% в УК «Черноголовка» находится в собственности УК «СК» Алексея Четвергова.
 
Компания выпускает продукцию на восьми собственных предприятиях, а также на проверенных партнёрских площадках. Флагманский завод расположен в городе Черноголовка Московской области, в уникальной природной зоне.
 
География предприятий холдинга:
 
Московская область:
 – Черноголовка (2 завода)
 – Электросталь
 
Краснодарский край:
 – станица Северская
 
Алтайский край:
 – Барнаул
 
 – Оренбург
 – Новосибирск
 
Узбекистан, Ташкентская область:
 – Нуравшон
 
 
Готовая продукция отгружается во все регионы страны и еще в 25 стран. В портфеле компании более 20 брендов и 700 наименований. Самые известные: легендарный "Байкал" (1977) и "Черноголовка" – линейка натуральных лимонадов, знакомых каждому россиянину с детства, а также питьевая вода для детей и взрослых.
 
Семейство напитков в начале 2022 года пополнилось классикой вкуса – "Колой Черноголовка", которая пользуется повышенным спросом со стороны сетей торговли и общественного питания. Бренд "Байкал" ("тот самый Байкал") теперь представлен как в классическом варианте, так и в современном – в виде Baikal energy и лимонадов нового поколения Baikal green. 
 
В марте 2023 года российская компания завершит первый этап строительства нового завода в Подмосковье стоимостью более 3 млрд рублей.
 
В июне 2022 года сети ресторанов быстрого питания KFC и Burger King объявили о замене в меню иностранных газировок на продукцию подмосковной компании «Черноголовка».
 
В декабре 2022 года Kellogg's договорилась о продаже бизнеса по выпуску готовых завтраков и печенья под брендом «Любятово» группе компаний «Черноголовка». Американская компания готовится полностью покинуть российский рынок. В июле 2023 года стало известно о том, что «Черноголовка» закрыла сделку по покупке российских активов американской Kellogg’s, которая, в том числе, поставляла чипсы Pringles в РФ.
 
В июле 2023 года стало известно о вводе в эксплуатацию первой очереди нового производственно-складского корпуса ГК «Черноголовка». Застройщиком проекта выступила компания «Кетра», а размер инвестиций составил 1,1 миллиарда рублей.
 
В феврале 2024 года стало известно о том, что купившая российский бизнес американской Kellogg’s ГК «Черноголовка» запустила на ее бывшей площадке в Пскове производство пшенично-картофельных чипсов Cheesl’s. Инвестиции в открытие новой линии мощностью 10 тыс. тонн продукции в год составили 1 млрд рублей.
 
В марте 2024 года стало известно о том, что «Черноголовка» приобрела производителя мюсли Matti и BigStar.
 
В июле 2024 года стало известно о том, что «Черноголовка» запустит новый бренд детского питания Gipopo на смену Heinz.
 
В декабре 2024 года стало известно о том, что датский пивоваренный холдинг Carlsberg Group может продать российскую компанию «Балтика» с заводом в Воронеже до конца года. По данным издания «Ведомости», он мог договориться о сделке с частными инвесторами, одним из которых якобы выступает президент «Балтики» Таймураз Боллоев. Сумма сделки оценивается в «около 30 млрд руб.».

История бренда

 Советский бренд «Байкал» создавался во Всесоюзном НИИ пивобезалкогольной промышленности в 1970-х годах как альтернатива американским брендам. После распада СССР «Черноголовка» получила эксклюзивные права на производство этого напитка, и в итоге он стал флагманским в портфеле компании. На втором и третьем месте по объемам продаж у компании традиционно были «Тархун» и «Дюшес».

Читать дальше

 В начале 2000-х «Черноголовка» выпустила ответ коле — «Золотой орех», а также «Золотой апельсин» (аналог Fanta, Mirinda) и «Золотой лимон» (аналог Sprite, 7Up). Однако догнать даже «Байкал» и «Тархун», не говоря уже о западных брендах, новинки не смогли. «Было много продуктов, которые компания пыталась запустить. Они были очень интересные и вкусные, но не отвечали ожиданиям потребителя.

 
Летом 2021 года в компании начали создавать новые рецепты. Первым на рынок осенью прошлого года был выведен напиток со вкусом мандарина (аналог Fanta и Mirinda), за неполный год новинка догнала по объемам продаж «Тархун», на который приходилось 10% выручки компании.
 
 
Символ холдинга – маленькая птичка Черноголовка, которая очень требовательна к экологии и селится только в оазисах с чистой питьевой водой. Свои экологические обязательства компания выполняет в полном объёме. Черноголовка – участник национальных программ, направленных на охрану водных ресурсов.
 
В мае-июне 2024 года группа компаний «Родная Речь» и команда Uplify провели рекламную кампанию для бренда газированных напитков «Черноголовка». Кампанию проводили среди зрителей онлайн-трансляций на Twitch. За месяц был получен средний KPI по регистрациям почти в три раза выше от поставленного.
 
Кампания должна была вовлечь пользователей в акцию и поддержать национальное промо во всех магазинах:
«купи газировку — зарегистрируй чек — участвуй в розыгрыше призов». Поэтому конечная цель каждого показа — регистрация пользователя на странице акции и загрузка чека от покупки для участия в розыгрыше. Дополнительная второстепенная задача — познакомить аудиторию геймеров с брендом «Черноголовка».

Источники

 Форбс, сайт компании, msk1

НАПИТКИ ИЗ ЧЕРНОГОЛОВКИ в рейтингах:


Рейтинг
в категориях:

Сладкие газированные напитки:
2024 год 1 место К рейтингу
2023 год 1 место К рейтингу
2022 год 1 место К рейтингу
2021 год 3 место К рейтингу
2020 год 3 место К рейтингу
2019 год 3 место К рейтингу
2018 год 3 место К рейтингу
2017 год 5 место К рейтингу
2016 год 3 место К рейтингу
2015 год 5 место К рейтингу
2014 год 5 место К рейтингу
2013 год 5 место К рейтингу
2012 год 5 место К рейтингу
2011 год 5 место К рейтингу
2010 год 5 место К рейтингу
2009 год 4 место К рейтингу