Блог
26 июня 2021
«Бумеры» эпохи социализма

«Бумеры» эпохи социализма

 Автомобили BMW очень популярны в России. Эта марка второй год подряд занимает первое место в категории «Автомобили» исследовательского проекта «Любимые бренды россиян» компании OMI. Причин такого трепетного отношения немало: качество, дизайн, надежность... список можно продолжать долго.

Послевоенная история BMW неразрывно связана с западной частью разделенной Германии, именно там создавались ставшие культовыми модели этой марки. Но мало кто знает, что один из главных заводов BMW оказался на территории восточной части. После войны Айзенахский автомобильный завод, а речь именно о нем, продолжил выпускать мотоциклы и автомобили, которые могли конкурировать с продукцией «западного брата».
 
По спецзаказу
 
Незадолго до окончания Второй мировой войны по приказу Гитлера Айзенахский автомобильный завод был взорван. Это было сделано по простой причине: чтобы «не досталось врагу» - наступающей американской армии. Впрочем, приказ фюрера был выполнен лишь частично: на момент окончания войны 40% заводских помещений оказались целыми.
 
3 июля 1945 года Тюрингия стала частью советской оккупационной зоны, и завод в Айзенахе был немедленно конфискован. Изначально планировался полный демонтаж и перевозка в Советский Союз, однако это решение так и не воплотилось в жизнь. По легенде маршалу Жукову приглянулся лимузин BMW 321, но возникла проблема. В наличии нашелся лишь один такой автомобиль, а советскому военачальнику этого было недостаточно. В результате Жуков «заказал» еще пять машин, которые были собраны персонально для него из имеющихся деталей, а 13 октября 1945 года был издан указ SMAD № 93 об обеспечении «выпуска новых легковых автомобилей и мотоциклов на автомобильно-машинном заводе в Тюрингии».
 
Послевоенные изменения
 
15 сентября 1946 года автомобильный завод в Айзенахе был преобразован в советско-восточногерманское акционерное общество AWTOWELO (Автовело). Столь благозвучное название действительно имеет русские корни, и слово «велосипед» здесь появилось не случайно. Помимо вышеуказанного завода в AWTOWELO вошло еще несколько крупных предприятий, которые оказались в советской зоне оккупации. Например, велосипедный завод «Elite Diamantwerke Siegmar-Schönau» в Бранд-Эрбисдорфе, часовой завод Ruhla и завод шарикоподшипников «Böhlitz-Ehrenberg» в Лейпциге. Продукция этих предприятий поставлялась на экспорт, причем в СССР – в счет послевоенных репараций.
 
Реконструкция айзенахского завода продолжалась в несколько этапов до середины пятидесятых годов, причем продукция не всегда имела отношение к автомобилестроению. Поскольку практически никто в то время не мог позволить себе машину, в первую очередь изготавливались предметы домашнего обихода - кастрюли, ведра для угля, почтовые ящики, а также мебель и тележки со стальными спицами. Впрочем, сборка машин тоже не прекращалась. В период с 1945 года до конца производства в 1950 году завод построил практически без изменений или доработок почти девять тысяч автомобилей BMW 321. 
 
На фото: автомобили BMW 321 покидает айзенахский завод в 1948 году
 
Новые аббревиатуры
 
В 1948 году на основе BMW 326 была разработана модель BMW 340, однако ее название пришлось изменить из-за скандала с «настоящей» мюнхенской BMW. В результате этот автомобиль стал называться EMW 340-2 (первая буква – от слова Eisenach). При этом логотип EMW практически не отличался от западногерманского «оригинала».
С 1949 года до окончания производства в 1955 году завод выпустил более двадцати тысяч моделей 340 и 340-2. Выпускались и другие автомобили, например, спортивный EMW 327, который полностью соответствовал BMW 327. Правда, более скромным тиражом, не более четыреста штук.
 
На фото: логотип EMW
 
Через три года после основания ГДР, в 1952 году AWTOWELO был реорганизован в VEB Automobilenwerk Eisenach (Народное предприятие Автомобильный завод в Айзенахе), тогда же возникла известная аббравеатура AWE. Это событие произошло из-за возвращения предприятия из-под советской администрации. Годом позже, в 1953 году, автомобильная линейка предприятия пополнилась еще одним «двойником», правда, уже другого знаменитого бренда Auto Union, который затем стал называться Audi. Именно в Айзенах было перенесено производство автомобиля IFA F9, ранее выпускавшегося на заводе в Цвикау. Новое название этой машины - EMW 309. 
 
 
На фото: модель IFA F9
 
Эпоха Wartburg
 
В 1955 году в истории айзенахского автозавода начинается новый этап – выпуск знаменитых автомобилей марки Wartburg. Интересно, что «пробным камнем» была как раз упомянутая выше модель IFA F9, которая после существенной модернизации стала называться Wartburg 311. Особенно успешными стали модификации этой модели. Они ценились даже в странах Западной Европы - за прекрасное соотношение цены и качества. Например, с 1960-х годов только в Англию было экспортировано пять тысяч автомобилей Wartburg - в версиях с правым рулем. Тогда же машины марки Wartburg экспортируются в Африку, Южную Америку и Азию, где их считали чрезвычайно прочными и выносливыми. И, конечно, эти автомобили были востребованы и в социалистических странах: Венгрии, СССР, Польше, Чехословакии. 
 
На фото: Wartburg 311-2 Cabrio 
 
На фото: Wartburg W 313-1 Coupé и Cabrio
 
Грустный конец
 
История Wartburg началась многообещающе, но уже к началу восьмидесятых годов ХХ века модели этой марки начинают морально и технически устаревать. Это случилось не по вине дизайнеров и инженеров из Айзенаха, просто период от проектировки до серийного запуска занимал слишком много времени. С 1966 по 1988 год одна модель выпускалась практически без изменений. Этот автомобиль изначально был вполне конкурентоспособен на международном рынке, но затем в западных странах были введены более строгие стандарты выбросов, которым машины Wartburg, увы, перестали соответствовать.
 
В 1988 году появилась новая модель с двигателем от Volkswagen, но даже на момент выпуска она уже отставала от мирового автопрома. Жирную точку в истории бренда ставит объединение Германии, а 10 апреля 1991 года с конвейера сходит последний Wartburg. На этом закончилась и история Айзенахского автомобильного завода, который был закрыт в связи с банкротством. 
 
На фото: Универсал Wartburg 353 Tourist
 
На видео: история марки Wartburg - 1956 – 1991 (на немецком)
 
Использованы материалы Mdr


« Назад

Версия для печати