Бренд: Ozon.ru
Слоган: "Покупки и немного больше"
Отрасль: онлайн ретейл
Компания-владелец: ООО "Интернет-решения", совладельцы: Baring Vostok Private Equity Fund, Index Ventures, ru-Net Ltd, Rakuten, Intel Capital, Holtzbrinck и Cisco
Год основания: 1998
Штаб-квартира: Россия
В холдинг Ozon входит пять компаний, представленные в различных сегментах электронной коммерции, Ozon.ru, Ozon.travel, Sapato.ru, eSolution и "О-Курьер".

Показатели деятельности

Оборот: 15,27 млрд руб. (2012), РСФУ, $750 млн (2013)
Чистая выручка: 7,8 млрд руб. (2012) $350 млн (2013)
Уставной капитал: 907,114 млн рублей (2014)
Число сотрудников: 2270 (2013)
Число пунктов выдачи (Россия): 450 (2013)
Ассортимент - 2,2 млн товаров; лидер продаж - книги -63,8%; больше половины продаж - 55% - приходится на регионы. Основной способ оплаты, который выбирают 77% клиентов – наличные (2012).
База покупателей Ozon.ru, Ozon.travel и Sapato.ru составляет более 14,5 млн клиентов, в 2011 году их количество составляло 10,7 млн. Ежемесячно на сайты холдинга приходилось 24 млн посещений в 2012 году, в 2011 году этот показатель составлял 15,5 млн.
Структура продаж Ozon.ru (2013):
 Источник: данные компании

 

Читать дальше
Основные события Ozon.ru:
2012 г.: Открытие второй очереди комплекса в Твери площадью 16 000 кв. м. Запуск раздела Одежда
2013: Появление проектов за пределами России – в Казахстане и в Прибалтике. Запуск приложения для чтения книг на платформе iOS – OzonReader. Запуск программы лояльности Ozon.Status.
2014: Появление проектов за пределами России – в Польше и в Израиле. МТС приобрела выпущенные в ходе допэмиссии 10,8% акций Ozon Holdings на сумму $75 млн. Предполагается, что в фирменных салонах связи МТС появятся 400-500 брендированных стоек (корнеров) Ozon для приема и выдачи заказов. 

История компании

История крупнейшего на сегодняшний день онлайн-магазина Ozon.ru, как и многие другие, подобные ей истории молодого российского бизнеса, родом из 90-х годов прошлого века. Это был стартап, как сказали бы сейчас. Один из многих и многих. Но в отличие от большинства своих собратьев по цеху» он «и выжил, и вырос». Повезло? Не без этого. Но удача, как говорил американский писатель Джеймс Френк Доуби (James Frank Dobie), - это постоянна готовность использовать шанс. Рулевые Озона, а их за полтора десятка лет было несколько, свой шанс не упускали. 
Читать дальше

 Согласно официальной история компании, рассказанной на странице Википедии, все началось в 1998 году, когда Петербургская IT-компания Reksoft, благополучно существующая, кстати, до сих пор (а почему бы и нет?) совместно с книжным издательством Terra Fantastica запустила онлайн-сервис для продажи книг и видео. Сегодня мы сказали бы, что это было отчаянно смелое или даже безрассудное решение – в зависимости от степени экспансивности говорящего.
В самом деле: уровень проникновения Интернета в России никто тогда не считал, но и без расчетов было понятно, что он невелик. Компании только-только начинали обзаводиться собственными сайтами, электронные адреса были далеко не у всех, а домашний компьютер считался роскошью. Напомним, что сегодня, в 2013 году, подавляющее большинство просмотров вэб-страниц (более 80%) совершается именно из дома. Да и скорость соединения была просто смешной по сегодняшним меркам. А что вы хотите от dial-up? И тут вдруг – интернет-магазин. Логика однако была.

Скорее всего, первоначально петербуржцы Александр Егоров и Дмитрий Рудаков из Reksoft задумали создать интерактивную базу данных с распределенным доступом, которую можно было бы заполнять контентом с разных компьютеров.
Александр Егоров, генеральный директор Reksoft
Дмитрий Рудаков, технический директор Reksoft
Это типично «экспертный подход»: увидеть техническую (технологическую) возможность создания чего-то нового «на своей поляне», а потом, выйдя за ее пределы, вписать новый объект в окружающую среду. Разумеется, в случае с Озоном, это лишь наше предположение. Факты же таковы: Примерно в 1997 году возникла база данных «AD VERBUM», которая включала в себя списки авторов книг, издательств и другую полезную информацию (не только текстовую, но и визуальную — обложки, иллюстрации). А на следующий год, т.е. весной 1998-го появился Ozon.ru, т.е. та же БД, но имеющая функционал самостоятельного оформления заказа пользователем. В качестве партнера проекта выступило издательство «Terra Fantastica». Распределение ролей было такое: компания Reksoft взяла на себя создание и поддержку программного обеспечения и хостинг проекта, а «Terra Fantastica — контент-поддержку сайта, обеспечение ассортимента и логистику.
А затем настал август 1998, дефолт, рынки схлопывались на глазах, словом, «время перемен». И новорожденный Ozon.ru остался без одного из родителей – книжное издательство вышло из проекта, продав свою долю Reksoft.
Наверно, потом жалели, ведь уже в ноябре был поставлен абсолютный рекорд по числу заказов и обороты сервиса (без учета стоимости доставки заказов) выросли до 200 тысяч рублей. Но кто знает будущее?
Рост оборотов продолжился и в 1999 году, и вот тут возникла первая точка бифуркации. Можно было продолжать «плыть по течению», потихоньку наращивая обороты, а можно было попробовать рвануть. Озоновцы, а точнее, их владельцы, выбрали второе. «Рвануть» - это значит получить инвестиции и выйти на новый уровень бизнеса.
30 декабря 1999 года был подписан договор с инвестиционной компанией ru-Net Holdings: инвестор выкупил дополнительную эмиссию акций компании за $1,8 млн и получил контрольный пакет акций. Ещё 1,2 млн $ инвестор обязался вложить в развитие бизнеса «ОЗОНа» в течение 2000 года.
В марте 2000 года открылся офис и склад в Москве на улице Наметкина, набирались сотрудники и постепенно создавалась курьерская служба. Осенью акционерами компании было принято стратегическое решение: в магазине должны продаваться все книги, музыка и фильмы, которые выпускаются в стране — это предполагало значительное расширение ассортимента. летом был открыт раздел антикварных книг. В 2000 году OZON.ru практически в полном составе покинула информредакция, работавшая в питерском отделении из-за «неразрешимых противоречий с руководством». Тогда же в срочном порядке новую информационную редакцию начали создавать в Москве.
Для истории: информационная база содержала тогда 2600 статей и рецензий, каталог книг — 29 000 изданий, кинораздел — 5 600 видеокассет и 257 DVD, в музразделе — 2430 дисков. Зарубежные продажи — 50 % всего оборота компании. Оборот в 2000 году составит $1,3 млн, но это в целом по году. Интернет-магазин рос буквально на глазах: количество ежемесячных заказов выросло в течение года с 3 до 10 тыс., что не могло не отразиться на обороте: очередной рекорд был поставлен в конце года - $220 тыс./месяц.
Вторую точку бифуркации проект прошел в 2002 году, когда Reksoft продала свой пакет инвесткомпании (ru-Net holdings), оставив за собой лишь операционное взаимодействие – IT-сопровождение. Проект окончательно перестал быть «игрушкой отцов-основателей» и стал бизнесом со всеми вытекающими из этого последствиями. Тогда же был найден стратегический инвестор – PPE Group - из числа партнеров одной из инвестиционных компаний, владеющих крупным пакетом - Baring Vostok Private Equity. PPE Group специализировалась на эффективной логистике и торговле по каталогам, и это обозначило стратегию развития Ozon.ru.
В начале 2003 года магазин впервые вышел на самоокупаемость. Общий объём продаж составил $3,85 млн. Ассортимент вырос в 3 раза по сравнению с прошлым годом.
Надо признать, что игра на опережение стала фирменным стилем развития Ozon. Эта компания, вышедшая на самоокупаемость лишь в 2003 году, т.е. спустя 6 лет после запуска, всегда вкладывала существенные средства в развитие методов и инструментов, необходимость которых в тот момент была совершенно неочевидной.
Взять хотя бы рекламу. Считается, что оффлайн-реклама интернет-проекту ни к чему. Яндекс в 2007 году решил нарушить эту традицию, задействовав наружную рекламу. Но первым «вышел к людям» Ozon.
В конце 2005 года Ozon.Ru начал своеобразную акцию, чтобы привлечь молодежную аудиторию. Разработку и проведение рекламного проекта поручили агентству IQ Marketing. Идея заключалась в том, чтобы создать виртуальный персонаж, а затем сделать его «реальным». «Начиналось все довольно безобидно, — рассказывал в 2006 году журналисту «Индустрии рекламы» Игорь Намаконов, в то время бывший менеджером по работе с клиентами агентства IQ Marketing. — На главной странице сайта, рядом с логотипом появилась небольшая симпатичная собака. Она в основном спала в своей виртуальной же конуре, но иногда «прохаживалась» по сайту.
Самое интересное началось позже. Спустя несколько недель, когда посетители сайта уже привыкли к новому «жильцу», «собака Ozona» неожиданно появилась на улицах Москвы и Санкт-Петербурга. Причем вела она себя не так безобидно, как в сети. Три актера в Москве и один в Санкт-Петербурге, переодетые в «собак», довольно агрессивно приставали к прохожим, посетителям кафе, водителям, словом, старались обратить на себя внимание. Акция проходила под слоганом «Территория безопасности — на Ozon.Ru. Не выходите из дома!» Идентификатором собаки, то есть знаком принадлежности ее именно к Ozon, были таблички с нацарапанными на них фразами. Их собака показывала (ведь собаки не говорят!) всем, к кому приставала. Вот варианты: «Ozon.Ru знаешь?», «Ща укушу», «Ozon.Ru — это интернет-магазин», «Где покупать книги-диски-фильмы ПОНЯЛ?», «Страшно только в первый раз!» Всего на табличках было около 20 вариантов разных фраз. Сегодня, вы можете посмотреть как это было.

Проект "Осторожно злая соб@к@!", удостоенный специального приза международного рекламного фестиваля "Каннские львы-2006" в номинации "Продвижение продаж".
И это только один и далеко не единственный из примеров инновационности компании. Хотя это модное сегодня словечко имеет и оборотную сторону, ведь ради журавля в небе обычно приходится жертвовать синицей в руке. Большие инвестиции в будущее с точки зрения баланса тянут показатели рентабельности вниз.

Одна из "черных дыр", пожирающих прибыли OZON, - огромные инвестиции в логистику. В свое время компания вложила более 1,5 млрд руб. (около $50 млн) в строительство двух логистических комплексов в Тверской области. Неизвестно, сколько средств было вложено в запущенную год назад (январь 2013 года) "дочку" Ozon eSolutions, однако практически наверняка холдинг строил свои огромные склады и расширял логистическую сеть, в расчете на то, что со временем начнет значительную часть прибыли получать, предоставляя аутсорсинговые услуги интернет-магазинам. Однако до сих пор инвесторы поддерживали такую стратегию. Да и то сказать: в современном мире стоять на месте означает двигаться назад. 

Истории любви

Например, бренд OZON.  В этой компании началась моя первая серьезная работа, которая меня научила многому и дала возможность определиться со своей профессией в будущем. И теперь о чудо, на работе я могу еще и покупать все, что мне нужно.  Здесь сделаны и серьезные и приобретения, и мелкие приятные покупки.  Никогда не встает вопроса, куда бежать за подарками для родных и близких.  Здесь я встретила свою первую любовь!  И здесь же первая горечь от расставания.  Бренд набирает силы, а я вместе с ним расту и развиваюсь. :)

  • Currently 3.60/5 Stars.
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(5) голосов

Я часто делаю покупки в интернет магазине озон, это мой любимый магазин.

  • Currently 0.00/5 Stars.
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(0) голосов

Письма бренду:

Уважаемый ОЗОН, пожалуйста, расширьте книжный ассортимент и снижайте цены на книги, чтобы люди их читали.


OZON в рейтингах:


Рейтинг
в категориях:

Интернет-магазины:
2016 год 2 место К рейтингу
2015 год 2 место К рейтингу
2014 год 1 место К рейтингу
2013 год 1 место К рейтингу