Блог
09 октября 2017
Botas: есть ли жизнь после социализма?

Botas: есть ли жизнь после социализма?

 Многие бренды из бывших стран социалистического лагеря известны в России еще с советских времен. В исследовании «Любимые бренды россиян» они встречаются достаточно часто. Венгерский горошек Globus, польские замороженные продукты Hortex, болгарские консервы (правда, под новым брендом «5 морей») никогда не исчезали и по-прежнему любимы в нашей стране. Впрочем, удача улыбнулась не всем. Популярные в советское время чехословацкие кроссовки Botas пропали из поля зрения уже в начале девяностых. Забегая вперед, скажем – эта история со счастливым концом, а то, как бренд сначала затерялся, а потом «нашелся» - довольно любопытный кейс.

История бренда Botas официально начинается в 1962 году, однако, предпосылки к его созданию появились гораздо раньше. Чешский город Скутеч (Skuteč ) славится своими традициями обувного производства с XV века. В 1949 году тут открывается крупнейшая на тот момент в стране фабрика под названием Botana. Поначалу ее ассортимент ограничивался лишь выходными моделями мужской обуви, но с 1962 года предприятие меняет специализацию, и на фабрике начинают производить спортивную обувь под брендом  Botas. Это название появилось не случайно. Bota по-чешски означает «Ботинки», а окончание «S» имеет двойной смысл. Это и происхождение бренда, Skuteč –город, где располагается предприятие, и  вид обуви - sportovní (спортивная). 
 
На фото: дизайн шиповок Botas, шестидесятые годы
 
Линейка предприятия была довольно разнообразна с самого начала. В ней присутствовали  шиповки для легкой атлетики и игр с мячом,  обувь для бокса и подводного плавания, и многое-многое другое. Обувь и тренировочные костюмы под брендом Botas в шестидесятые годы носили все без исключения члены олимпийских команд ЧССР, в том числе и такие звезды, как гимнастка Вера Чаславска (Věra Čáslavská). Кстати, она стала впоследствии символом противостояния коммунистической власти в своей стране. В 1968 году, когда в Прагу вошли советские войска, Вера отправилась на Олимпиаду в Мехико, где с ней произошел курьезный (в понимании чиновников) случай.  На церемонии награждения во время исполнения государственного гимна Советского Союза он повернула голову вбок и немного опустила её. Этот жест после был назван «молчаливым противостоянием» и стоил Чаславске карьеры. 
 
На фото: Вера Чаславска
 
Дальше дороги бренда и его первого лица разошлись. Вера Чаславска стала невыездной и по сути закончила карьеру, а Botas, наоборот, «вышел» на международную арену. К 1974 году в обуви этого чехословацкого предприятия выступали спортсмены из 35 стран. 
На фото: сборная Чехословакии в одежде Botas, шестидесятые годы
 
Знаковое событие в жизни бренда произошло в 1966 году – запомните эту цифру, мы еще к ней вернемся. Именно тогда была создана модель «гражданской обуви», а именно кроссовки Botas Classic. Эти «Ботаски» (так называют их на родине) стали культовой обувью почти для всех жителей социалистических стран. Изначально Botas Classic изготавливались из кожи монгольских лошадей, а дизайн произошел от.. ручки Марселя Шайнпфлюга (Marcel Scheinpflug). 
 
На фото: первая модель Botas Classic, 1966 год
 
В восьмидесятые годы модель модернизировалась и в странах социалистического блока стала, хоть и поневоле, неплохой заменой кроссовкам от мировых брендов. В СССР достать «ботасы» (в русском народное название немного изменилось) было сложно, но отстояв много часов в очереди, их все же можно было купить за адекватные деньги. Отношение к Botas было может и похуже, чем к «советскому адидасу», но заметно лучше, чем к любой другой отечественной спортивной обуви.    
 
На фото: «ботасы», которые продавались в СССР
 
Похожая ситуация была и в Чехословакии, с той лишь разницей, что стоять в очередях за Botas не требовалось. Показаться на людях в этих кроссовках было не стыдно. Достать «фирму» и там было практически невозможно, а чехословацкие дизайнеры все же старались соответствовать мировым трендам.  
 
На фото: чехословацкая реклама продукции Botas, восьмидесятые годы
 
На фото: реклама горнолыжных ботинок, восьмидесятые годы
 
События конца 80-х: перемена политического строя, разделение страны на Чехию и Словакию практически уничтожили бренд. На рынке появились вожделенные «адидасы» и «найки», на фоне которых «социалистическая классика» заметно меркла. Бренд Botas продолжать существовать, но вот с модной спортивной обувью он уже не ассоциировался. Под знакомой вывеской на предприятии продолжилось производство коньков и лыжных ботинок, а также запчастей и аксессуаров к ним. Выпуск спортивной обуви был прекращен.
 
На фото: рекламный календарь на 1986 год, фото из музея обуви в Скутиче
 
На фото: реклама хоккейных коньков Botas, девяностые годы
 
Новая жизнь легендарных социалистических кроссовок началась в 2008 году. Молодые дизайнеры Ян Клосс и Якуб Короуш, тогда студенты кафедры графического дизайна Художественно-промышленного института в Праге, получили задание на тему «Спортивная обувь». Как позже рассказывал Короуш, для курсовой работы им надо было придумать концепцию обуви несуществующей марки. Однако, приятели решили схитрить и придумали новый дизайн для знаменитой модели Botas Classic, которая, впрочем, не выпускалась уже четверть века. Основная идея заключалась в том, чтобы сделать уже существующий продукт более привлекательным и и дать ему новый импульс для продвижения на рынке. 
 
На фото: одна из тринадцати моделей коллекции BOTAS 66, 2008 год
 
Молодые дизайнеры создали в первой фазе 13 моделей, новизна которых заключалась в оригинальных цветовых комбинациях. Попросту говоря, «новые старые» кроссовки стали более современными. Работа получилась впечатляющей, и Клосс с Короушем не постеснялись прийти со своей идеей к руководству Botas. В результате при сотрудничестве с обувной фабрикой Baťa, которая предоставила свою торговую сеть, на свет появилась коллекция BOTAS 66. Почему 66? Да потому, что именно в 1966 году начали выпускаться Botas Classic? 
 
На фото: коллекция BOTAS 66, 2008 год
 
На фото: презентация BOTAS 66
 
На фото: эволюция модели Botas Classic и логотипа
 
Работа вчерашних студентов была отмечена на самом высоком уровне сразу после запуска проекта. Так, в 2008 году «студенческая курсовая» получила приз на международном конкурсе European Design Awards в Стокгольме, а годом позже - третье место на Czech Grand Design. Интересно, что несмотря на хороший старт, бизнес пошел не сразу. Первые три года компания терпела убытки, сотрудничество с крупными дистрибьютерскими сетями было приостановлено. Войти в число мировых лидеров не удалось, однако, производство и создание новых моделей не прекратилось. В настоящее время кроссовки BOTAS 66 продаются в фирменном магазине в Старом городе в Праге, который принадлежит компании BOD BOD BOD Яна Клосса. Сам бренд BOTAS 66 перешел в собственность компании Botas. 
 
На фото: президент Чехии Вацлав Клаус с подаренными ему кроссовками BOTAS 66
 
Редизайн уже существующей модели обуви – явление распространенное. Puma, Adidas и Nike выпускают старые модели в «новой раскраске» чуть ли ни ежегодно. Однако, история Botas выделяется на общем фоне. Вчерашним студентам удалось не просто «оживить» популярную когда-то модель кроссовок. Авторы осуществили «диалог эпох», ведь Botas Classic – это в первую очередь символ социалистического прошлого со всеми его достоинствами и недостатками.
Кстати, кроссовки BOTAS 66 можно приобрести даже в Москве, правда, удовольствие это не из дешевых. Цена на них даже немного выше, чем на актуальные модели мировых брендов. Мог  ли кто-то представить в советское время, что Botas будет дороже Adidas? Вряд ли, однако, так оно и есть.
 
На четырех фото внизу: проект 13 Skutečných чешского фотографа Здынека Шебесты (Zdeněk Šebesta), посвященный рабочим фабрики Botas. Название проекта означает «реальные люди», а также обыгрывается название города Скутеч, где производятся кроссовки бренда. Тринадцать моделей кроссовок держат в руках тринадцать рабочих фабрики. Проект был представлен в галерее (A)VOID, Прага
 


« Назад

Версия для печати