Блог
29 сентября 2017
Бренды рыбных и мясных консервов: в ожидании новых имен

Бренды рыбных и мясных консервов: в ожидании новых имен

 Категория «Рыбные и мясные консервы» в проекте «Любимые бренды россиян» отличается от других своей динамичностью. В 2016 году сменился лидер, и сразу несколько новичков рейтинга оказались на высоких позициях. Каких сюрпризов ждать после подведения итогов 2017 года?

TOP-10 брендов в категории «Рыбные и мясные консервы», 2014 – 2016 гг.  

Примечание: рейтингование проводилось по доле (в процентах) упоминаний каждого бренда в качестве любимого по отношению к общему числу упоминаний брендов, составивших TOP-10.  
Источник: Online Market Intelligence (OMI), проект «Любимые бренды россиян»
 
Бренды, вошедшие в TOP-10 категории «Рыбные и мясные консервы», можно условно разделить на две группы. В первую вошли лидеры - «Главпродукт» и «5 морей», во вторую - все остальные. Такое разделение обусловлено тем, что разрыв между брендами, занимающими вторую и третью позиции, стабильно велик, он составляет около 6 процентных пунктов.
Главное событие 2016 года – смена лидера категории. «Вечно второй» бренд «5 морей» все-таки смог стать первым, оттеснив с этой позиции многолетнего лидера - «Главпродукт». Причем, формально ему даже не пришлось для этого сильно стараться: его показатели в 2016 году стали выше лишь на 1,5 пп. Все дело в том, что снижалась доля его основного конкурента, бренда «Главпродукт», причем, весьма заметно: от 44,4% в 2012 году до 17,1% в 2016. Неудивительно, что в конце концов лидер получил приставку «экс».  
Во второй группе происходили перестановки, иногда существенно изменяющие расстановку сил. Одни бренды могли в одночасье исчезнуть из TOP-10, а другие – появиться, буквально, «ниоткуда». Так, находившийся в 2015 году на третьем месте «Гост», спустя год покинул рейтинг, а на его позицию занял «Доброфлот», с каждым годом улучшающий свои показатели. Заметим, что он вошел в TOP-10 совсем недавно, в 2015 году. И это не единственный пример. Его «сосед по рейтингу», бренд «Санта Бремор», занявший в 2016 году четвертую позицию, тоже лишь в 2013 году впервые вошел в первую десятку.   
Еще один интересный тренд категории – изменение отношения потребителей к брендам. Это выражается в последовательном снижении показателя, аналогичного коэффициенту концентрации рынка. Его можно определить, как отношение совокупной доли упоминаний (в качестве любимых) группы лидирующих брендов ко всем упоминаниям любых брендов данной категории. По сути, этот показатель отражает уровень брендированности категории. Продолжая аналогию с коэффициентом концентрации рынка уровень брендированности можно обозначать коэффициентами К3, К5 или К10, т.е .под совокупной долей понимать сумму показателей трех, пяти или десяти лидирующих брендов.  
Возвращаясь к категории «Рыбные и мясные консервы» и проводя расчеты по совокупной доле десяти брендов (К10), мы видим, что уровень брендированности заметно падает в последние годы. Если в 2013 году коэффициент К10 был равен 60,6%, то к 2016 году он упал до 47,2%. Как говорится, почувствуйте разницу.
 
Уровень брендированности категории «Рыбные и мясные консервы», %
 
Источник: OMI, проект «Любимые бренды россиян»
 
Все это в совокупности с высокой динамичностью изменений позиций брендов, означает, что в 2017 году можно ждать сюрпризов. Каких же? Рискнем высказать несколько предположений.
Бренд «Доброфлот», занимающий сегодня третью позицию, стабильно растет. Учитывая его динамику и снижение показателей ближайшего к нему бренда «Главпродукт», можно ожидать, что они либо поменяются местами в новом рейтинге, либо «большая двойка» превратится в «большую тройку». Причем, распределение мест между ними совсем не очевидно, учитывая сохраняющую стабильность долю сегодняшнего лидера, бренда «5 морей». Кстати, в лидирующую группу может войти и бренд «Санта Бремор» (четвертое место), демонстрирующий неплохую динамику.
Во второй же группе можно ожидать, буквально, чего угодно, учитывая падающий уровень брендированности категории, лояльность к ним потребителей носит весьма условный характер. Так что, никто из них, даже занимающие сегодня высокие места, например, пятое или шестое, не застрахован от перехода в «низший дивизион». А на их месте стоит ожидать появление новых имен или тех, кто уже был в TOP-10, но временно «ушел в тень», занимая 11 место или ниже.
 


« Назад

Версия для печати