Блог
26 мая 2017
Битва на бренд-портфелях

Битва на бренд-портфелях

 Категория «Бытовая химия» в исследовании «Любимые бренды россиян» необычна. Десять брендов, присутствующих в рейтинге TOP-10, принадлежат четырем крупным корпорациям. Так что, борьба в этой категории происходит не столько между брендами как таковыми, сколько между их владельцами.

Принадлежность брендов из рейтинга TOP-10 категории «Бытовая химия», 2016 г.
№ пп
Бренд
Компания-владелец
1
Tide
Procter & Gamble
2
Fairy
Procter & Gamble
3
Ariel
Procter & Gamble
4
Domestos
Unilever
5
Persil
Henkel
6
Amway
Alticor
7
Миф
Procter & Gamble
8
Mr Propper
Procter&Gamble
9
Lenor
Procter & Gamble
10
Пемолюкс
Henkel
Источник: OMI, проект «Любимые бренды россиян»
Порядковый номер каждого бренда определяется его «долей рынка». Под ней в данном случае понимается отношение числа данного бренда упоминаний в качестве любимого к общему числу анкет, заполненных респондентами, в которых был назван хотя бы один бренд. Несмотря на то, что общее число респондентов каждый год одинаково (1500 человек), объем выборки в каждой категории может варьировать в зависимости от того обладают ли опрашивамые потребительским опытом в данной категории и – есть ли у них любимые бренды.
Как легко видеть, в 2016 году компания P&G опережает конкурентов, причем, не только в «командном», но и «личном» зачете: ей принадлежит шесть брендов, входящих в TOP-10, а некоторые из них, а именно Ariel, Tide и Fairy, занимают весь «пьедестал». Однако значение «корпоративной принадлежности» того или иного бренда не стоит преувеличивать. Анализ результатов измерений последних несколько лет показывает, что гораздо большее значение имеют место в рейтинге и вид категории.
Среди брендов, входящих в TOP-10, можно выделить три группы: «первая тройка», их преследователи, занимающие 4 и 5 места (чаще всего, это Domestos и Persil), и – остальные. В 2016 году лидеры расположились на «призовом пьедестале» в прежнем, ставшем уже привычным порядке, однако, разрыв между ними и следующей группой значительно сократился. При этом отрыв последней от третьей группы брендов, расположенных внизу рейтинга, увеличился.   
Это означает, что в течение 2013 – 2016 гг., когда российская экономика переживала нелегкие времена, а маркетологи стремились сохранить продажи любой ценой, изменилось потребительское поведение. «Любая цена», в данном случае, означала активное использование скидочных акций. Люди откликнулись, и вот результат!
Сравнительная динамика изменений совокупных долей брендов, входящих в TOP-10 и TOP-5 рейтинга
Источник: OMI, проект «Любимые бренды россиян», категория «Бытовая химия»
Как видно из приведенных данных, за последние четыре года совокупная доля первых пяти брендов (показатель К5) почти не изменилась, в то время как показатель К10 в 2016 году существенно снизился. Это означает, что увеличилась доля брендов, оставшихся за чертой TOP-10, т.е. малоизвестных марок, отношение к которым, по-видимому, определялось их демпинговой активностью.  
Кстати, это косвенно подтверждает и поведение другого показателя: числа анкет данной категории, в которых был бы упомянут хотя бы один бренд. Если в 2013 году их было 744, то к 2016 это число последовательно снизилось до 597.
Повторяется ли эта ситуация в других категориях? Иногда да, иногда нет. По всей видимости, многое определяется видом товара и видом маркетинговой активности участников того или иного рынка. Например, в категории «Бытовая техника» доля ведущих брендов выросла в 2016 году, а в категории «Шоколадные батончики», наоборот, уменьшилась.
Использование показателей, интегрирующих данные по первой десятке (К10) или пятерке (К5) брендов, помогает лучше понять степень «брендированности» категории.  
Динамика показателя К10 в трех категориях, доля, %
Источник: OMI, проект «Любимые бренды россиян»
 
Динамика показателя К5 в трех категориях, доля, %
Источник: OMI, проект «Любимые бренды россиян»
Как видно из приведенных диаграмм, категории «Бытовая химия» и «Шоколадные батончики» с точки зрения брендинга похожи, несмотря на очевидные различия самих товаров.
Использование показателя К10 более наглядно позволяет выявить отличие той или иной категории от других, в то время как показатель К5 удобен, если надо разобраться в структуре самой категории.   


« Назад

Версия для печати